23.10.2015 05:56

Велопоход по Казаxстану. Взятие перевала 1А*. Часть 3

(1 Голосовать)

Содержание:

День 10

12 августа

Километраж: 28,99 км                   Набор высоты: 1417 м

В 8 утра мы покидаем наше место ночевки. Довольно прохладно, из-за того что мы в ущелье, лучи солнца до нас не добивают. Продолжаем подъем на перевал Капальский Извоз. Практически сразу уклон увеличивается, и ехать на груженом велосипеде нереально. Потихоньку толкаем его вверх.

продолжение подъема на перевал Капальский Извоз

Вскоре наша грунтовка заканчивается и начинается тропа, но она идет не совсем в нужном нам направлении. Наша разведка показала, что надо возвращаться обратно и искать другой вариант подъема к перевалу. Деваться некуда, берем велосипеды и сбрасываем высоту к возможной развилке, которую мы прошли. И да действительно, находим неплохую тропу, по которой продолжаем свой подъем.

начинаем подниматься по тропе на перевал

позади виднеется Капал

впереди рывок на плато

Градиент постепенно увеличивается, толкать становиться сложнее. Ко всему этому добавляется узкая тропинка, поваленные деревья и каменистые выходы породы. Все это затрудняет нам движение к перевалу. Силы потихоньку покидают нас.

внизу виден Капал. Мы от туда начали свой подъем

На подъеме устраиваем обед, после которого, одеваем рюкзаки на плечи и продолжаем топать вверх. Здесь, на  подъеме к перевалу, крутизна максимальная.

рюкзаки за плечи и вперед

И вот мы наконец-то выбрались на плато от сюда уже можно ехать на велосипеде прямо к долгожданному Капальскому Извозу. Минут через 20 мы на месте. Высота по приборам 2420 метров, а время на часах уже 15-00.

выходим на плато, осталось чуть-чуть

едем по плато к первалу

Отсюда открывается просто потрясающий вид на речку Кора и ее долину. Грунтовая дорога серпантином уходит вниз. Нам туда! Делаем кучу фотографий на фоне этой красоты и затем начинаем стремительно мчать к реке Кора. Ну, мы так думали, что будем мчать. Как оказался спуск довольно крутой, а самое неприятное то, он очень каменистый! Ехать опасно и упасть здесь никому не хотелось, потому приходиться больше катить велосипеды, чем ехать.

шикарный вид с перевала на долину реки Кора

Pride XC-650 RL на перевале Капальский Извоз

кожанное седло Brooks B17 Narrow

групповое фото на перевале Капальский Извоз

Спустившись в долину реки Кора, садимся на своих алюминиевых коней и мчим вверх по течению. Еще пару лет назад если поехать вниз по течению, то можно было выехать в город Текели. Но, увы, сошла сель и дорогу смыло. Пройти там можно, но довольно затруднительно.

Хоть можно уже и крутить педали, но ехать довольно тяжело, т.к. силы уже покинули нас после продолжительного подъема на перевал. Потому, в неспешном темпе, мы движемся к нашей цели – т/б Таубулак. Она разместилась почти в 15 км от перевала. Мы планировали остановиться там на ночь и отведать у них национальной кухни.

едем по долине реки Кора, вверх по течению

река Кора

По пути встречаем первых туристов с рюкзаками, в количестве трёх человек. Не общались с ними, только поздоровались.  В долине реки Кора, недалеко от «святого камня» регулярно проходит туристический слет.  Место для этого здесь очень подходящие.

"святой камень" в долине реки Кора

Доезжаем до знаменитого водопада Бурхан-Булак, высота которого 168 метров. По словам Википедии это самый высокий водопад в центральной Азии.

если присмотреться, в то в тени можно увидеть водопад Бурхан-Булак

К сожалению, в середине августа поток воды здесь минимальный и особого впечатления на нас он не произвел. Делаем фото для галочки и продолжаем дальше двигаться к т/б Таубулак.

слева видны домики т/б Таубулак

Вначале седьмого мы на месте. Узнаем что по чем. Как оказалось почти весь обслуживающий персонал базы уехал и остались только сторожа. Заказать еды нельзя, купить продуктов тоже. Показали нам апартаменты, где можно разместиться, но узнав цены, не сильно захотелось здесь ночевать. 2500 (11$) тенге за койку в юрте и 3500 (15,5$) тенге за койку в номере. В  юрте условия совсем печальные, лучше в палатке. Отказываемся от предложения переночевать здесь. Но пользуемся услугами бани, которая уже натоплена. Цена 2000 тенге час. Говорим, что нам часа хватит, чтобы помыться.

Кстати, помимо нас здесь была группа горников из Новосибирска. Они уже закончили свой поход и собираются возвращаться домой. Ребята любезно пропустили нас вперед, в баню. Т.к. ее натопили для них.

В бане хорошенько отмылись и немного напарились. Уложились менее чем за час. Но так называемые сторожа, потребовали с нас плату за 2 часа. Спорить с ними не стали, т.к. не хотелось проблем в таком глухом месте и пришлось заплатить вместо 2000 тенге (8,7$), 4000  тенге (17,4$).

Набрали на базе воды и поехали искать место для ночевки. Уже темно солнце как час назад спряталось за горизонт. Недалеко от дороги находим неплохое местечко, где и размещаемся на ночь.

ночевка недалеко от т/б Таубулак

День 11

13 августа

Километраж: 7,64 км                   Набор высоты: 379 м

Вчерашний день из-за непростого подъема на перевал хорошенько вымотал группу. Наш руководитель Серега решил сделать полудневку. Потому нам не пришлось просыпаться  в 5 утра и можно было насладиться сном. К часа 10-ти группа вылезла из палаток и приступила к готовке завтрака. Неспешные сборы и в час дня мы стартуем.

вот под такой прекрасной скалой мы заночевали

Сегодня у нас главная цель – это перейти реку Кора. Потому едем к так называемой тросовой переправе, которая отмечена на карте. И надеемся, что она действительно там есть.

дорога к переправе

долина реки Кора

Проезжаем всего нечего, менее 5 км. И вот перед нами мощный поток реки Кора, над которой навис стальной трос. Глядя на эту бурлящую мощь даже не представляешь, как здесь можно перейти вброд! Но нам повезло, трос на месте, можно начинать организовывать навесную переправу.

Достаем свою снарягу: системы, обвязки, веревки, карабины и т.д. и готовимся к переправе. Первым перебрался на тот берег я. Закрепил страховочную веревку на противоположном берегу и начал принимать остальных участников.

Весь этот процесс не быстр, да и спешить здесь не стоит, любая допущенная ошибка может очень дорого стоить.  На всё про всё у нас ушло 2,5 часа времени!

саня страхует на противоположном берегу

переправляется Андрюха

переправляем баул

Серега переправлялся последним

И вот мы на противоположном берегу. Обедаем и начинаем свой подъем на ключевой перевал похода. Нам нужно взойти на перевал Тюйте. Высота его 3334 м, а сложность 1А*. А сейчас мы на высоте 1788 м. С этого момента идем без тропы. Рюкзаки одеваем на плечи и потихоньку движемся к цели, к препятствию, которое требуется для походов 6 категории сложности. Так сказать обязательный норматив.

начало подъема на перевал Тюйте

прекрасная долина реки Кора

Поначалу идется не плохо. Уклон небольшой и велик можно катить незатруднительно, но перейдя реку Текешбулак градиент подъема увеличивается, а покрытие ухудшается. Приходиться частенько обходить всякие  камни, деревья.

уклон увеличелся, идти сложнее

переходим реку Текешбулак

увеличить фотографию

Поднимаемся до отметки 2512 метров и на небольшой полянке у слияния двух рек разбиваем лагерь. К вечеру погода начала портиться.

Ночью нас накрыл дождь, который сеял сомнения насчет завтрашнего подъема на перевал Тюйте. Ведь если будет гроза, там наверху находиться крайне опасно. С надеждой, что завтра будет хорошая погода, мы легли спать.

День 12

14 августа

Километраж: 6,62 км                   Набор высоты: 936 м

Выйдя из палатки, мы были в восторге от увиденной картины. Склоны гор за ночь присыпало снегом. Смотрится потрясающе. У нас здесь был дождь, а на каких-то 300 метров выше уже шел снег. Вот она вся прелесть высокогорных походов. Вроде и август месяц, а идет снег. Ночью помимо снега еще и заморозки были. Вода в бутылках частично подмерзла.

наш лагерь

Погода наладилась, светит солнце им можно смело топать на перевал. Плотно завтракаем, чтобы было побольше сил на восхождение, собираем лагерь и начинаем подъем на Тюйте.

увеличить фотографию

Переходим снова вброд реку Текешбулак. Скажу, что это было не так уже и просто. За ночь уровень повысился из-за дождя и перейти неширокую реку было весьма затруднительно.

продолжаем подъем на перевал Тюйте

После брода минут 10 понежились на солнце, немного посушили носки и потопали дальше вверх. Вскоре начался курумник. Поначалу пытались его обходить, но чем  выше мы поднимались тем меньше вариантов было на его обход. Кстати, с самого утра мы открутили педали на велосипедах, чтобы они не мешали во время пихалова.

начало курумника

Хорошей погоде долго радоваться не пришлось. Из-за перевала вылезла туча и нас накрыл мокрый снег, чередующий  то дождем, то градом. Погодка конечно не ахти. Плюс ко всему идем по курумнику, а по нему передвигаться очень не комфортно. Помимо того что постоянно нужно проверять каждый камень куда становишься, т.к. большинство из них подвижны, а тут еще и такая непогода. Все мокрое и идти скользко. Наличие велосипеда значительно затрудняет движение. Ведь он цепляется постоянно за курумник, бьется передними звездами и шатунами.

вот такая крупа сыпалась на нас

Курумник чередуется то мелким то крупным. Пару участков с очень крупными камнями проходили челноком. Сначала проносили баулы, потом велосипеды. Камни высотой по 1,5-2 метра пройти не так уж и просто, а тут еще сверху льет постоянно. Хорошо, что не сильно, но стабильно. Температура тоже особо не балует. Термометр показывает +3.

просто курумник...

проходим участок челноком. Сначала проносим велосипеды, потом баулы

река Текешбулак

от туда мы поднялись

появились снежники на нашем пути

QhlQQumjFsc 1

преодолеваем первый снежник

озера на подъеме

участок с хорошим градиентом

увеличить фотографию

Медленно, но уверенно мы идем к перевалу. Уже под вечер дошли до ледника Тюйте. Это можно сказать финишная прямая. Для его преодоления брали специальные шипы, типа кошки, но более упрощенный вариант. Благодаря присыпанному снегу по нему было комфортно идти в обычной обуви. Но из-за него же, пришлось тропить путь к перевалу, это конечно хорошо отнимало силы. Колеса не крутились, т.к. были забиты мокрым снегом. Ближе к перевалу, подстрахововашись, аккуратно обошли две широких открытых трещины, присыпанных снегом. Видимость крайне низкая, снегопад, фотографировать не получается.

заходим на ледник Тюйте, пересекая небольшую реку под слоем тонкого и хрупкого льда

движемся по леднику, впереди виден перевал Тюйте

И вот на часах почти 19-00 и мы стоим на перевале Тюйте. Высота 3334 м над уровнем моря. Сложность перевала 1А*. В нашем случае с учетом погодных условий и наличия трещин в леднике его можно отнести даже к 1Б. Делаем отчетное фото и решаем разбить лагерь  на леднике. Точнее на его начале, чуть ниже перевала. Здесь просто есть естественное укрытие из камней и площадка довольно ровная. Спускаться с перевала времени уже не было, потому ставим палатки здесь.

фото на перевале Тюйте

Погода немного нормализовалась, перестал идти снег, небо прояснело. Но температура упала до -5. Скажу честно, не планировали мы спать в снегу на леднике, снаряга не совсем была подходящей для такой ночевки. Но все у нас ребята опытные, потому данную ночь перенесли нормально, хоть и прохладно было (-7 градусов). Меньше всего повезло дежурным. Готовить ужин было не просто, но они доблестно справились с такой задачей.

Кстати, на перевале нашли тур и перевальную записку предыдущей группы. Оказалось, здесь были ребята из Талдыкургана. Записку забрали, а оставили свою.

увеличить фотографию. Вид на спуск с перевала, намзавтра туда

Серега вскрывает бутылку, которая была в ТУРЕ

zapiska

увеличить фотографию. Перевальная записка

День 13

15 августа

Километраж: 6,38 км                   Набор высоты: 395 м

На утро погода была отличной. Небо ясное, ветра нет и мы с нетерпением ждем  когда первые лучи солнца выскочат из-за соседней горы. Позавтракав, мы собрали лагерь и начали спуск с перевала Тюйте.

ночевка на перевале Тюйте

специальная зимняя обувь :)

завтрак

Pride XC-650 RL

фото на перевале Тюйте

Хоть и погода отличная, но из-за солнца начал подтаивать снег, в результате осыпь и курумник, по которым мы спускались, был очень скользким. Не скажу, что дорога вниз была простой, передвигаться по такому рельефу как вверх, так и вниз не из легких задач.

наша "дорога" вниз

начинаем спуск

Мы держали путь к реке Койтас и чем ближе приближались к ней, тем лучше становилось покрытие. Курумник постепенно отступал и появились зеленые полянки, на которых время от времени выскакивали какие-то сурки.

уже виднеется река Койтас

И вот спустя 3 часа мы добрались до долины реки Койтас. На этом наш спуск окончен, далее начинаем постепенно набирать высоту к безымянному перевалу высотой 3183 метра. Тропы здесь также нет, потому идем просто в нужном направлении.

подъем на безымянный перевал

Вскоре дошли до точки, откуда подъем на перевал становиться более стремительным. Прикинув то, что дальше воды скорей всего не будет, а следующий источник уже за перевалом, то решаем разбить бивуак тут, т.к. рядом течет ручей. Кроме того, дальше не будет мест для стоянки и прийдется расчищать и выкладывать камнями площадки под палатки. Сейчас еще день, решаем, что лучше проснемся раньше завтра и пройдем этот участок маршрута. В результате у нас получилась вот такая небольшая полу-дневка.

День 14

16 августа

Километраж: 51,11 км                   Набор высоты: 861 м

Подъем  выдался очень раним, а учитывая, что я еще и дежурный, так вообще очень :) На часах 4 часа, а мы потихоньку вылазим с теплых спальников. Температура за бортом около 0. Начинаем готовить завтрак и будить всех остальных. Кстати на десерт у нас было желе. Его взяли по ошибке, вместо киселя и это было приятным сюрпризом. Оно как раз за ночь подмерз и к завтраку можно было употреблять. Покинули лагерь в начале седьмого с первыми лучами солнца.

поднимаемся на перевал

Сразу начался очень крутой подъем в гору. Серега еще с вечера затащил свой велосипед на верх, ну а мы это делаем сейчас. Курумник крупный и приходиться в буквальном слове лезть на гору. Чтобы упростить себе подъем, стараемся двигаться траверсом, но не всегда, получается, обойти большие глыбы.

Неспешно выбрались наверх и вот перед нами открылся перевал, куда и требуется попасть. Уклон стал более-менее пологим и велосипеды можно просто катить рядом. К удивлению выходим на грунтовую дорогу, которая появилась из неоткуда и ведет прямо туда, куда нам надо. По ней мы попадаем на перевал высотой 3183 метра. Отсюда открывается прекрасный вид на центральный южный хребет Джнунгарского Алатау.

движемся по дороге

контрольное фото на первале. Высота 3183 м

Ставим обратно педали, проверяем все узлы на велосипеде и начинаем спуск вниз. Дорога, конечно, не совсем приятная. Очень много камней, по которым ехать опасно. Местами приходиться спешиваться и обходить такие участки, но всё же мы больше едем, чем идем,  это не может не радовать.

спуск вниз с перевала. Впереди виден центральный хребет Джунгарского Алатау

увеличить фотографию

На спуске я схватил змеиный укус, пришлось менять камеру. И вот мы спустились в урочище Койтас. Возле интересных камней устраиваем обед. Тут принимаем решение о дальнейшем движение. По плану мы планировали ограничиться одним перевалом 1А. Поскольку перед походом было непонятно, в какую часть Джунгарского Алатау мы безпрепятственно попадем и успешно пройдем, заранее планировали несколько сложных перевалов. Наш план мы перевыполнили: количество сложных участков, троп, бездорожья, бродов рек превысило ожидаемое, и дальше мы выбрали более "простой" вариант маршрута, не заезжая еще глубже в Джунгарский Алатау (на очередной первопроходческий для велотуризма перевал). Также резервных дней уже не осталось, поэтому движемся в Текели.

Ну все, решение принято. Прыгаем на свои велосипеды и мчим вниз по течению реки Шимбулак. Ну как-то спуск особо не удался, он чередуется с подъемами и с каменистыми участками которые проезжаются не так просто. К тому же частенько приходиться преодолевать небольшие броды. Иногда в седле велосипеда, а иногда пешком. Такая вот нестабильная дорога выматывает нас, а тут еще и высота становиться все ниже, в результате солнце припекает больше.

На спуске Саня обнаружил, что на задней покрышке у него 8 порезов. Это все из-за острых камней, которыми просто усеян спуск. Стравливает давление и на такой резине едет до конца дня. Вечером покрышку поменяли на запасную. Помимо этого у Сани рвется цепь на одном из локальных подъемов. С помощью выжимки вопрос решается в течении 10 минут.

перевал Шимбулак (2306 м)

едем в Текели

один из многочисленых бродов на пути

И вот уже день близиться к концу на горизонте появились огни цивилизации – это город Текели. Он нас очень манил, хотелось поскорей туда спуститься и насладиться благами цивилизации, но решаем заночевать буквально в 5-ти км от него, на хорошей полянке у ручья. Солнце уже почти спряталось и не хотелось по-темному приезжать в город, да еще потом искать, где же переночевать.

впереди виднеется Текели

Благодаря близости к цивилизации у нас наконец-то появилась мобильная связь, и мы смогли связаться с родственниками. На этом наш шестидневный автономный участок окончен, который еще к тому же является велосипедным первопроходом. Впереди нас ждет цивилка и предгорье Джунгарского Алатау.