18.10.2015 05:51

Велопоход по Казахстану. Первопроход хребта Кунгей. Часть 1.

(1 Голосовать)

Прохождение первопроходческого участка по Джунгарскому Алатау. Покороение хребта Кунгей.

Содержание:

День 1

3 августа

Километраж: 47,51 км                   Набор высоты: 1242 м

В восемь утра на станцию «13й разъезд (село Акши)» прибыла оставшаяся часть группы, и вот мы все в сборе.Все шесть человек готовы стартовать в вело-6-ку)  Прямо на перроне позавтракали, перепаковали вещи и отправились в путь. Уже с самого утра здесь довольно жарко. Наша первая часть сегодняшнего пути проходит вдоль озера Алаколь. Сначала мы ехали грунтовками, а потом, добравшись до села Коктума, выехали на асфальт. По пути останавливались окунуться в прохладных водах необъятного озера.

старт нашего велопохода. Отъезжаем от станции 13й разъезд.

грунтовая дорога вдоль озера Алаколь

асфальтная дорога от поселка Коктума к трассе. За нами видно озеро Алаколь.

Пейзажи открываются необычные. С одной стороны бескрайнее озеро, с другой - выжженные солнцем склоны Джунгарского Алатау, которые воздымаются на 3000 метров вверх. А наша дорога, по которой мы едем, идет прямо в Китай, до него тут рукой подать, порядка 60 км. Транспорта почти нет, трасса пустая. Время от времени проскакивают какие-то машины.

Дорога в Китай. Слева озеро Алаколь (не видно), справа Джунгарский Алатау.

На дороге расположен КП, нас останавливают и проверяют документы, а также требуют предоставить разрешение на пребывание в приграничной зоне. Это как раз то разрешение, что нам оформляла турфирма СТЕК. Все показываем, процедура занимает где-то минут 30.

Ехать по дороге не просто, температура растет, и мы фиксируем отметку +46,9 градусов. Учитывая, что это первый день пути и наши рюкзаки забиты по максимуму, ведь впереди длинный автономный участок, к тому же часть продуктов мы брали сразу на весь поход (таких как мясо, сало и сухие овощи).

На альтиметре отметка 550 метров. Мы съезжаем с трассы и начинаем набирать высоту. Нам нужно подняться на хребет Кунгей, а это почти 3000 метров. Перспективы не радуют. Горы очень выжжены и думаем, что будут проблемы с водой. Запас у нас собой есть, но на такой жаре расход очень большой.

сьехали с асфальта и начинаем подниматься по грунтовке на хребет Кунгей.

Солнце все сильнее припекает, и начинают вылезать первые поломки. Из-за жары на камере отклеилась старая латка у Карины. Оперативно меняем ей камеру на новую.

На подъеме находим заброшенный кош, там и устраиваем обед, как раз тенек, который здесь в дефиците. На протяжении всего похода обеденный перекус представлял из себя кусочек колбасы, сало, 2 хлебца, и пару печенек или что-то другое сладкое. Раскладку брали почти минимальную, чтобы не тащить много на себе. Отъедались на завтрак и ужин :)

начало подъема на хребет Кунгей. Хорошо видно озеро Алаколь и одинокий домик, около которого мы обедали. Если присмотреться, тоо на уровне заднего колеса видно участника похода. Думаю так лучше будет ясно какой здесь градиент :)

Перекусив и отдохнув, продолжаем подъем на хребет Кунгей. По этому участку до нас еще никто не ездил и потому мы очень переживали, чтобы там хотя бы была дорога, но к нашему счастью она здесь была и даже неплохая. Каменистая горная дорога потихоньку поднималась на хребет по ущелью. К нашему удивлению здесь даже была вода! Появились деревья, это не могло не радовать. Чем выше мы поднимались, тем серьезнее становился уклон. Вскоре уже нельзя было ехать с таким градиентом, пришлось толкать велосипеды. Местами выталкивали их по двое.

заезжаем в ущелье и начинаем подниматься на хребет Кунгей

подьем по ущелью

начинаются каменистые участки, приходиться выпихивать велосипеды

озеро Алаколь...

Вдоль дороги появлялись бонусы – малина. Уже в сумерках мы добрались до озера Кольасу. Здесь расположен охотничий лагерь. Вообще по плану думали здесь пообедать, но из-за крутизны подъема, времени затратили в два раза больше!Вот они все прелести первопрохода :)

На озере разбили свой первый лагерь. Высота 1690 метров.

Ужин готовили на горелке, а воду черпали с озера, правда пришлось ее фильтровать из-за илистого дна. Уснули быстро, ведь за день вся группа конкретно вымоталась.

День 2

4 августа

Километраж: 11,38 км                   Набор высоты: 1021 м

Первыми встали дежурные и приступили к готовке завтрака, через минут 40 проснулся уже весь лагерь. Оперативно собираемся и продолжаем подъем.

лагерь на берегу озера Кольасу

утро на берегу озера Кольасу

Велосипед Pride XC-650 RL

кожанное седло BROOKS B17 Narrow

На часах 8:20 утра. Крутизна дороги увеличивается и толкать велосипеды очень не просто. В среднем он составляет 17%! И при этом здесь еще и камни, передвигаться не совсем комфортно. Потихоньку пихаем велосипеды на плато. Не раз приходилось по двое выталкивать велосипеды.На некоторых участках уклон превышал 30%!

утро начинаем с пихалова вверх

на особо крутых участках выталкиваем велосипеды по двое

небольшой перекур

Во время нашего пихалова радовало то, что почти весь день под рукой была вода. Поднимались практически всегда вдоль реки.

До 3 часов дня мы прошли чуть менее 4 км! Решаем дальше снять баулы и одеть их на плечи. Так сказать немного, сменить мышцы. Так нам удалось выбраться на хребет Кунгей. На часах уже начало восьмого и перед нами ровная дорога, по которой можно ехать. С верху открывается прекрасный вид на озеро Алаколь, наконец-то видно его берег и кажется что оно не такое уж и большое. За озером виднеется какой-то хребет, это уже территория Китая.

видно озеро Алаколь, а справа на горизонте какой-то хребет - это уже територия Китая.

до вверху осталось не много!

баулы одели на плечи. Так выталкивать велосипеды проще.

Панорама озера Алаколь

Усевшись впервые за день на велосипед, мы с огромным удовольствием крутим педали по высокогорному плато. Альтиметр показывает отметку 2900 метров над уровнем море. Впереди, нашему взору открываются заснеженные пики Джунгарского Алатау, за которыми уже начинается Китай. Солнце стремительно покидает горизонт и нам надо быстро найти место для лагеря. Главная проблема – это отсутствие здесь воды.Точнее она тут есть, но ее нужно найти. В сумерках обнаруживаем небольшой ручеек, на котором и разбиваем наши три палатки.

Спустя более суток, можно наконец-то сесть на велосипед!

Просторы хребта Кунгей. Слева виднеются заснеженные пики.

Pride XC-650 RL на хребте Кунгей

За день мы прошли чуть менее 12 км. Высота ночевки – 2790 метров над уровнем моря.  Как только солнце спряталось за горизонт на плато стало очень холодно, наш термометр зафиксировал +3 градуса.

День 3

5 августа

Километраж: 37,01 км                   Набор высоты: 1122 м

Стартуем практически в тоже время, как и вчера. В принципе на протяжении всего похода старались выезжать в 8-00.

наш лагерь на хребте Кунгей

Утром еще не жарко, катим комфортно, но главное что наконец-то катим! Местность чем-то напоминает Караби в Крыму. Правда сбросы и подъемы побольше. Вдоль дороги встречаем табуны лошадей, которые здесь разгуливают свободно. В Казахстане их выращивают для забоя. Также начали появляться юрты местных пастухов, теперь понятно для кого эта дорога была сделана.

продолжаем ехать по хребту Кунгей

отара овец

постоянные перепады. То вверх то вниз.

фото на одной из вершин хребта Кунгей

Воды по пути особо нет, но если уйти влево или вправо от дороги, то можно ее найти. Местами начали появляться снежники. Чем дальше мы ехали, тем хуже становилась дорога. Добравшись до обеда, наш автобан превратился в конную тропу. По ней ехать было не просто. Часто чередовали велопихание с небольшими переездами на велосипеде. Перепады высот участились и нам приходилось выталкивать велосипеды на очередной микроперевал. Все это конечно выматывает. Плюс к тому же мы едем по открытой местности, где от солнца никуда не спрятаться, а солнце греет не слабо. Регулярно мажемся кремами от загара и стараемся не отказывать себе вводе, дабы избежать солнечного и теплового удара. Для этих целей практически каждый взял с собой изотоник, для восстановления водного баланса в организме.

закончилась грунтовая дорога. Далее едем по тропе.

Pride XC-650 RL

каменистый участок

Выматывающий день подходил к концу. Мы планировали проехать полностью плато и спуститься к реке, но увы. Дорога ввела свои коррективы, так как ее в принципе и небыло. По тропе средняя скорость невелика, к тому же приходилось часто пихать велосипеды. В итоге, за минут 40 до заката мы нашли неплохое местечко у небольшой речушки, где собственно и заночевали. Высота практически такая же, как и на прошлой ночевке – 2700 м.

вторая ночевка на хребте Кунгей

По плану мы должны были это место еще проехать вчера в первой половине дня, но первопроходческие участки оказались совсем не простыми. Начинаем понимать, что отстаём от графика и к планированной дате, не выедем в населенку. Хорошо, что еще есть запас продуктов.

День 4

6 августа

Километраж: 15,21 км                   Набор высоты: 587 м

Хребет Кунгей нас уже изрядно измотал. Нужно съезжать с него, но до спуска надо еще добраться.

прокачиваем воду специальным фильтром и разливаем себе по флягам

Швейцарский фильтр KATADYN

Выходим немного раньше, чем обычно и в хорошем темпе движемся дальше. Очередные перепады высот, велопихалово и отсутствие дороги. Только тропа. И вот мы добираемся до спуска. В голове тешил себя мыслью, что вот доедем туда,а там отличная грунтовка спускается серпантином, всё-таки нужно сбросить порядка 1000 метров. Но если думать реально, то откуда здесь появится дорога? И да, чуда не произошло, вниз уходила конная тропа, которая местами пропадала. Деваться нам некуда, нужно топать вниз. Самое интересное, что эта тропа видна на генштабовских картах 1, 2 и 5 километровках! К тому же просматривается со спутника, ну мы решили, что она будет хорошей, и мы там сможем проехать. А по факту оказалась просто конной тропой.

Спускаемся пешком, на велосипеде ехать опасно, можно улететь далеко в пропасть. Зажав тормоза, потихоньку теряем высоту. Сначала мы просто сбрасывали, а  потом начали идти траверсом вдоль хребта. Последние километры шли вообще без тропы, т.к. она растворилась в высокой траве, но все же выбрались в нужном месте.

начало спуска с хребта Кунгей

наш спуск

трпоа заросла травой

тропы практически не видно

на спуске обнаружили вот такой рог!

река Кокмоин. Нам туда нужно спуститься

траверсируем хребет

какой-то приток реки Кокмоин

река Кокмоин. Здесь мы переходили вброд.

Добрались до реки  Кокмоин. Ее перешли вброд. Пришлось это сделать двумя ходками, сначала перенести велосипед, потом баул. Некоторые участники сделали это все за раз :)

переходим вброд реку Кокмоин.

Наши надежды о том, что мы перейдем реку и выйдем на дорогу, не оправдались. Дороги здесь нет и нам снова придется тащиться по тропе. Отдохнули у реки, набрали воды через фильтр и продолжили свой первопроход. Сразу начался очень крутой подъем на соседний хребет, рюкзаки на плечах мы потихоньку выталкиваем велосипеды. Часть группы это делает челноком, сначала велосипед, потом баул.

фильтруем воду перед очередным подъемом

На тропе встречаем пастуха. Он был в шоке, когда увидел шесть велосипедистов в такой глуши. Из его уст звучали маты, но это были слова удивления. Он не мог поверить, что здесь велосипедисты. Даже попросил с нами сфотаться, а то ему никто не поверит. Данный район даже пешеходники и горники не посещают, потому здесь туристов нет вообще.

начало подъема на следующий хребет

Пастух нам показал куда идти, объяснил, где следующий источник воды. За что ему спасибо. Мы потихоньку двигались в нужном направлении. День уже близился к концу и силы были на исходе после такого тяжелого спуска и подъема. Выбравшись на небольшое плато, разбили на нем лагерь. Стали недалеко от пастбища пастуха. Он здесь выпасает коней, говорил что у него 300 голов и это считается маленький табун О_о.

встретили пастуха на тропе

вышли на плато

впереди видно урочище Сарыкар и табун лошадей

Вот и подошел к концу наш 4 день. Крупы и сладости были на исходе, не рассчитывали мы, что наш первопроходческий участок так растянется. За день проехали, даже больше прошли, всего 15,5 км. Хороший километраж для пешеходного похода :)

разбивка лагеря

День 5

7 августа

Километраж: 35,42 км                   Набор высоты: 1190 м

Подъем сделали ранним и вышли на маршрут в 06:40. Поставили себе задачу дойти сегодня до села Лепси. Это первая населенка на нашем пути.

Утро началось сразу с подъема в гору.Потихоньку выталкивали велосипеды на хребет, то есть продолжали,то, что начали еще вчера. Небо было слегка затянуто тучами, так что жара нас не беспокоила.

река Кокмоин

перед спуском по классной тропе

Вскоре выбрались на небольшой перевал, после которого начался классный спуск. Хотя мы уже и не надеялись, что сможем в ближайшее время сесть на велосипед. Спуск проходил по тропинке с небольшими наборами высоты и каменистыми участками. Очень прикольный и техничный. Чем-то напомнил тропу «камикадзе» на острове Хортица. Пока ехали два раза прокололись. С начала Саня, а потом Серега.

спускаемся по тропе

на особо крутых участках приходилось толкать велосипеды

крутой поворот. А впереди виднеется тропа по которой нам подниматься

Сбросили мы высоту до отметки 1278 метров, к реке Тентек Второй. Здесь у нас переправа, но она оказалась посерьезней чем первая. Река глубже и разбита на два рукава. Ну, мы пересекли ее.Карина не удержалась в один момент и упала в реку, но не серьезно, все живы и здоровы :)

переходим вброд реку Тентек Второй

форсируем второй рукав реки Тентек Второй.

Как и положено, после спуска, следует подъем. Но к счастью здесь уже была грунтовка. На берегу реки расположена пассика, говорят здесь люди живут круглый год. По дороге ехать нам не удалось, сразу начался крутой подъем вверх. Но сама мысль, что это не тропа, а нормальная грунтовка, по которой может ехать машина, нас тешила.

вид сверху на реку Тентек Второй

река Тентек Второй

Выбрались на очередное небольшое плато. Здесь уже видно, что до цивилизации осталось не много. Повсюду стоят белые юрты, бегают табуны лошадей. Доехали до одной из юрт, хотели прикупить чего-нибудь молочного, но нам сказали, что ничего у них нет.

юрты пастухов

Небольшое отступление. Забегу вперед. Ехали по таким местам, где туристов не было вообще и обычно местные жители, если видят путников, всяким образом пытаются им помочь, затащить к себе домой, напоить, накормить. А здесь такого мы ни разу не наблюдали. Местные жители только спрашивали, куда и от куда, даже купить что либо съестное, у них, не получалось. Странно как-то :(Местные жители радовали мало, даже совсем не радовали…

Возвращаемся обратно к нашему ходовому дню. На плато пообедали и продолжили путь. Наконец-то мы полноценно сидим в седле и можем крутить педали. После пешеходных участков начинаешь ценить такие обычные моменты :)

Взяли локальный перевал и начинаем спуск к реке Ипили. Поначалу все шло гладко, но потом дорога наша закончилась. Ушла в другую сторону, и мы снова оказались на тропе. Пришлось сквозь заросли и хамыри пробивать себе путь. Такие участки убивают боевой дух группы. Все уже конкретно задолбались толкать велосипеды и вроде уже выбрались на дорогу, а тут тебе снова. Ну все сдерживали себя, никто не сорвался морально и благополучно выбрались к нужной нам точке и вот перед нами небольшой брод через реку Ипили и ура, мы снова на грунтовой дороге и как оказалось надолго :)

спуск к реке Ипили

небольшой брод через реку Ипили

Под вечер взбираемся еще на один небольшой перевал и попадаем в шикарную долину реки Тентек. Перед нами она как на ладони. Слева виднеется база пограничников, а справа разбросаны белые юрты пастухов. Начинаем спускаться к реке. На одном из привалов обнаруживаем, что у Сереги порезалась передняя покрышка. Решили не менять, спустили давление и докатили уже до реки пешком.

поднимаемся на финальный на сегодня перевал

пробка на дороге

спуск в долину реки Тентек

Солнце стремительно пряталось за ближайшие хребты, потому мы на реке Тентек разбиваем лагерь, прямо рядом с мостом. Пока ставили палатки, к нам прискакали на конях пастухи. Интересовались кто мы, от куда и т.д. В общем стандартный набор вопросов. Нам удалось у них купить немного риса и пару лепешек. Крупа у нас закончилась вся и уже на завтрак нечего было кушать, да и суп без крупы получился бы, очень жиденьким. Пастухи нас выручили. Местные сказали, что продукты можно было докупить еще у пограничников, которые были в паре километров от нас. Но лишний раз их тревожить не хотелось, всё-таки приграничная зона и лишний раз сталкиваться не хотелось.

мост через реку Тентек

ночевка рядом с мостом

Вечером зашили Серегину покрышку (Schwalbe Smart Sam), наклеили латку изнутри и она успешно проехала весь поход.

День 6

8 августа

Километраж: 51,59 км                   Набор высоты: 939 м

Вчера мы так и не добрались до населенки, но сегодня должны уже точно. Деваться некуда, продуктов нет, нужно выбираться с этого района.

Pride XC-650 RL на мосту через реку Тентек

Английское седло Brooks

река Тентек

Покидаем место ночевки и крутим педали на перевал Коктобе (1797 м). Чтобы туда добраться нужно проехать горы Жукжуру. Большую часть пути удается проехать в седле, местами приходиться толкать велосипед в гору. На грунтовке уже появился небольшой трафик, время от времени проезжают нивы, судя по всему это пастухи которых здесь не мало.

юрты пастухов в долине реки Тентек

долина реки Тентек

движемся к перевалу Коктобе

И вот он перевал Коктобе. Впервые за 6 дней появляется мобильная связь, а внизу виднеется село Лепси, куда мы с нетерпением хотим ворваться. Утепляемся перед спуском и стремительно мчим вниз. Вдоль дороги встречаются яблони, мы их мимо проехать не смогли, все голодные, потому налетели на фрукт конкретно.

перевал Коктобе

Вскоре мы попали на асфальт, а через пару километров и в село Лепси. Кстати, это село было раньше городом с населением более 10 тыс. человек, а сейчас тут даже 1000 не будет.

Как попали в населенку,первым делом помчались к магазину их тут аж три штуки. Группа сразу подобрела. Ведь есть еда и мобильная связь, можно с близкими пообщаться. Кстати у меня тут нормально ловил 3Gи я без проблем общался по Viber.

местные угостили нас вкусным мороженым

старинное здание. говорят что это аптека

Пока отдыхали возле магазина к нам прибежали работники Жонгар-Алатауского национального парка. Потребовали от нас плату за то, что мы сейчас в заповеднике. Деваться было некуда, пришлось платить. Еще хотели снять с нас деньги за то, что мы будем здесь ночевать, но мы убедили, что выедим с их территории до вечера. Тут оказывается этот заповедник разбит на районы и в каждом нужно платить! В данном случае район до реки бол. Жаланаш. Заплатили мы 2400 тенге.

Платить за посещение этого национального парка пошел Серега. Его отвели в офис, как оказалось там немаленькое помещение, много всевозможных отделений.  Все что-то там делают, изучают. Серега был в шоке увидеть такое в небольшом селе. И это все официально! Интересный у них подход, вроде как хотят привлечь туристов в этот район,  а с другой стороны взимают с этого немало денег, плюс требуют разрешение за нахождение погранзоне. И никакой инфраструктуры нет, ни маркированный троп, не турстоянок…

Как только мы начали выезжать из села нас останавливает какая-то машина, как оказалось это был пограничник. Потребовал наши документы и разрешение на пребывание в погранзоне. Сказал, чтобы мы ждали, пока приедет начальство. Минут через 10 приезжает еще две машины, от туда выходит человек пять, часть из них с оружием и начинают спрашивать кто мы такие, куда едем и т.д. Проверили документы, связались с начальством, которое еще выше и отпустили нас.

К вечеру мы добрались до реки Карбушка. Нашли на берегу укромное местечко, чтобы нас не увидели лесники. Там и разместились на ночь. Вечером нас немного помочил дождь, кстати впервые за поход. На стоянке обнаруживаем, что у Сани Белова конкретно выгнулся багажник. Это все из-за перелета. Более-менее вернули его на место.

наш лагерь на берегу реки Карбушка

воду для готовки очищали специальным походным фильтром

На этом моменте, можно сказать, данный первопроходческий участок был пройден. Планировали мы его проехать за три дня, а получилось целых шесть.