14.09.2015 21:25

Подготовка к велопоходу по Казахстану.

(1 Голосовать)

Содержание:

Выбор района путешествия

В 2015 году хотелось пройти сложный веломаршрут шестой категории сложности (высшая категория в спортивном туризме). В 2012 году у меня сорвалась поездка в Киргизию, потому я остался без участия в шестерке. Еще осенью 2014 начали прикидывать, куда поехать в будущем году. Вместе с Серегой Козиновым (наш руковод) рассматривали разные районы проведения данного велопохода. Хотелось попасть в Гималаи, но из-за обесценивания гривны, цены на билеты стали весьма не веселые. Потому искали районы по-бюджетней. Остановились на двух вариантах. Либо Фаны, либо не известный Юго-Восточный Казахстан. Чтобы попасть бюджетно в Фанские горы нужно хорошенько заморочиться с логистикой. Долететь до Узбекистана и потом с пересадками ехать до  Таджикистана. Вобщем реально, но напряжно по времени. Прямой рейс в Душанбе стоит почти как в Гималаи. Потому мы остановились на Казахстане. Перелёт вполне приемлемый, район можно сказать не известный и здесь можно сделать шестерку и заодно велосипедный первопроход. Утвердив данный регион для нашей будущей шестерки, начали потихоньку его изучать.

IMGP7405

Разработка нитки маршрута

Казахстан огромный, все-таки 9-я по площади страна мира. У многих ассоциация с этим государством – это бескрайняя степь. Но на самом деле здесь проходит не одна горная цепь! Высота вершин достигает почти 7000 метров (пик Хан-Тенгри). Основные горы сосредоточены на Юго-востоке страны, вдоль границы Казахстана с Киргизией и Китаем. По-сути здесь три крупных горных района это Заилийский Алатау, Терскей Алатау и Джунгарский Алатау.

Наиболее популярен среди туристов района это Заилийский, т.к. он расположен рядом с Алматой. Простая логистика. Ну и довольно легко получить пропуск в эту погранзону (о пропусках чуть ниже). Здесь в основном совершают горные либо пешие походы. Для вело тут не все так просто. По сути один сквозной маршрут через урочище Ассы. Многие велогруппы которые едят в Казахстан движутся именно по этому маршруту. Терскей  Алатау довольно удаленный район и тут в основном совершают горные походы. Ну и Джунгарский Алатау очень обширный, находится севернее предыдущих двух горных цепей и тоже популярен среди горников и пешиков. Но район довольно большой и многие места, туристы еще не посещали.

Изучив эти горные районы, захотели попасть сразу во все три :) Но при более детальном изучении наших наполеоновских планов, поняли, что в сроки три недели мы явно не уложимся и по сложности маршрут получится «7-кой» :) Решили остановиться на наиболее велопроезжаемом районе (мы так думали) – это Джунгарский Алатау. Он наверно один из самых неизвестных и в тоже время нам больше всего подходил. Потому большая часть нашего маршрута проходила именно по нему. Ну и на финиш мы оставили Заилийский Алатау. Проехать по урочищу Ассы и выехать в Алмату.

Первопроход

В Казахстан велотуристы обычно едут по одному маршруту. Группа стартует в Алмате, проезжает Заилийский Алатау через урочище Ассы и посетив Чарынский каньон направляется к предгорью Джунгарского Алатау, там финиш. Маршрут хорош тем, что здесь и горы и равнина и его можно проехать весной, когда еще более высокие перевалы засыпаны снегом.

Мы тоже эту часть нитки взяли себе, но это уже финишная наша прямая, а так основной акцент сделали на Джунгарский Алатау. В этом районе нашли всего 3 отчета велотуристов, которые здесь проезжали. Но они все были тут весной и двигались только по предгорью данного района, т.к. основной хребет был еще засыпан снегом. Мы же едем туда летом и потому полноценно можем залезть в самую «Ж**У» :) Так сказать повыше и поглубже в Джунгарию :)

IMGP7702

При прорисовке нитки маршрута столкнулись с тем, что очень мало информации по данному району. Нет отчетов, чтобы понять есть ли та или иная дорога, которая отмечена на генштабе еще 30-40 лет назад. А район к тому же довольно автономный и не густонаселенный. Горники сюда ходят регулярно, но большая часть их маршрутов проходит в долине реки Кора. В итоге наш маршрут стал велосипедным первопроходом по определенным участкам.

Погранзона, пропуска и заповедники

Группы в Джунгарский Алатау ездят не так часто это связано в первую очередь с тем, что весь район – погранзона! Четких границ у нее нет, а площадь охвата ее просто колоссальны, до 50-70 км! И самое неприятное, что пропуска получить не так уж и просто. Это я решил описать в отдельной статье.

Помимо погранзоны, здесь еще куча всевозможных национальных парков, за которые тоже  надо платить.

Как-то странно все сделано. Пытаются привлечь туристов к себе, а в тоже время не создают для этого условий.

Группа

Наша команда сформировалась для этого похода еще в прошлом году. Большинство ребят знали друг-друга из предыдущих походов. Ходим вместе уже не первый год.

Климат

Так как наш поход проходил, как и по высокогорью, так и по низине, из-за этого мы попали в разные климатические зоны. Это конечно не совсем удобно, ведь приходиться тащить с собой кучу вещей, которые рассчитаны, как на мороз, так и на дикую жару. Летний период, когда мы там собственно и были – Джунгарский Алатау довольно суров. Наш маршрут проходил в среднем по высоте 2000 м. В горах у нас температура опускалась до -7. Это была холодная ночевка на окраине ледника на перевале Тюйте (3240 м, 1А*). В тоже время, когда мы выехали с гор Джунгарского Алатау и двигались по равнине, температура днём была +59 на солнце. Внизу засушливо, а в горах можно спокойно попасть на обильные осадки. Мы не раз мокли под дождем, да еще и под снегопад попали. Так в данном в регионе, в летнее время надо быть готовым к таким вот разнообразным климатическим условиям. Всё это заставляет качественно и тщательно подбирать снаряжения в поход.

Снаряжение

Так как поход проходил по высокогорью, выше зоны леса, готовили мы пищу на мультитопливных горелках. На первую часть нашего путешествия был закуплен газ в Алмате. Это позволило немного облегчить наши рюкзаки (у газа меньше расход, чем у бензина). После того как его мы использовали, был куплен бензин. Горелок брали две (Primus) и правильно сделали. Одна, в середине похода, вышла из строя. Перестал качать топливный насос.

По сути снаряжения было у нас стандартное для такого похода. Единственное, пришлось нам взять снарягу для наведения переправ. Так как на маршруте они планировались. Это по весу не мало. В сумме получилось 8 кг и 200 грамм. Технику наведения переправ перед походом тщательно отрабатывали. Учили теорию, участвовали в практике. Навыки нам эти пригодились.

Для преодоление ледниковых выходов взяли на всякий случай шипы на обувь.  Они нам не пригодились:)

Ну и  воизбежание отравления был взят фильтр Katadyn. В Азии очень популярны проблемы с кишечником, здешняя микрофлора очень отличается от нашей Европейской и наши организмы легко подвергаются всевозможным заболеваниям. Потому фильтр был нужен как никогда. Пользовались им ежедневно и всё прошло гладко. Никто так и не траванулся. О фильтре будет написан отдельный обзор.

IMGP7317

Ну, а всё остальное, вроде брали стандартное :)

Подготовка велосипедов

Как положено перед походом наши велосипеды прошли полное ТО. Все было проверено и настроено. Запорожцы техосмотр проходили в bike & outdoor центре "Битый Обод".  Благодаря такой стандартной предпоходной процедуре, удалось избежать серьезных поломок. Отдельным вопросом стал выбор покрышек. Ведь большая часть нашего маршрута проходил по каменистым грунтовкам. Часть группы поставила абсолютно новую резину, часть поехала на старой. В результате у нас получился такой вот набор

• Schwalbe Mondial + Schwalbe Smart Sam
  • Schwalbe Mondial + Schwalbe Mondial
  • Schwalbe Marathon Tour + Schwalbe Marathon Tour
  • Schwalbe Black Jack + Schwalbe Black Jack
  • Schwalbe Black Shark + Schwalbe Black Shark
  • Schwalbe Nobby Nic + Kenda K1047

Ну что-то резина не совсем себя оправдала. Были слишком острые камни и у большей части группы, покрышки после похода, пришли в негодность. Было очень много порезов, приходилось клеить и зашивать резину. Но об этом тоже будет сказано позже, в отдельном отчетом по поломкам и нашему ремнабору.

Питание

Так как поход подразумевал продолжительные автономные участки, нужно было как следует грамотно разработать раскладу. У нас получилось немало общественного снаряжения – 31 кг! Потому еды брали впритык, дабы не нагружать сильно свои рюкзаки, ведь нам предстояло их тягать на спине не один день. С собой, по классике, брали сушенные овощи, самодельную тушенку, сало, сухари и сушенную колбасу.

IMGP7753

Спонсоры похода.

pride

на тестирование Касьнову Юрию предоставлен Украинский велосипед Pride XC-650RL

Brooks logo

Помимо этого Касьянову Юрию предоставили на тест Английское седло Brooks B17 Narrow

logo-1-695x300-2

Украинская компания Gurdian Paracorde предоставила для нашей группы 30 метров паракорда

Kat MWDW_2CK_CMYK

Предоставили на группу походный фильтр Katadyn Combi Filter

unnamed

Veliki.ua предоставили для Карины Баулиной тестирование покрышки Dutch Perfect и провели полное ТО велосипеда с заменой компонентов

bike & outdoor центр Битый Обод провел качественное ТО велосипедов для Запорожской части группы. Также обеспечил их запасными колодками, камерами. Групповая велоаптечка была предоставлена Битым Ободом

Связь

Для общения с Украиной купили местную симку и еще одна Казахская симка у нас была еще до похода. Купить симкарту не составляет труда, не нужно предъявлять паспорт и т.д. Я купил себе карточку Beeline «Все Включено 2: Алматинский». Связь у них довольно хорошая, очень часто ловило 3G.

Валюта

В обиходе в стране ТЕНГЕ. Покупали ее за доллары, евро и рубли. В общем, кто что привез с собой. Меняли прямо в аэропорту.

IMGP8071

Виза

Для граждан Украины никакая виза не нужна для посещения Казахстана. Просто при въезде оформляете иммиграционную карту. Раньше нужно было зарегистрироваться в отделении милиции в течении пяти дней, но это правило для украинцев отменили. По этому вопросу мы уточняли в посольстве Украины в Казахстане.

Страховка

Все участники нашей команды оформили страховку. Оформляли в разных местах, кому где было удобно. В итоге воспользовались услугами таких страховых компаний:

• Альфа срахование
  • UNIQA
  • Страхование через Приват Банк

Логистика

Это наверно один из первых пунктов который был сделал раньше всего при подготовке. Ведь только после покупке билетов на самолет, мы начали потихоньку собираться в поход :)

Летели мы рейсом Киев-Алмата. Но чтобы сэкономить пошли на небольшую хитрость. Купили билет Киев-Алмата-Киев-Москва у компании МАУ. Таким образом, сэкономили почти 2000 грн. Сам билет нам обошелся 5430 грн (225$). Единственное что мы в Москву не полетели, а вышли в Киеве. Таким образом, данный рейс получился значительно дешевле, чем просто Киев-Алмата-Киев. Это такие вот небольшие хитрости. Если берете рейс с пересадкой он обычно значительно дешевле прямого.

IMGP6771

Билеты покупали где-то за полгода и буквально через пару месяцев у МАУ появились дешевые билеты Запорожье-Алмата и Ивано-Франковскс – Алмата. Билеты стоили 3500 грн. Эти рейсы тоже сейчас есть и там проскакивают хорошие цены.

Помимо авиа билетов покупали еще ЖД. Нам нужно было добраться из Алматы до озера Алаколь. Алаколь это по сути один из их курортов. Летом туда курсирует прямой поезд, но на него купить билеты практически не реально, всё сразу разбирают. Нам пришлось ехать с пересадкой.

IMGP6790

Купили билеты на поезд 022Ц КЗЫЛ ОРДА?СЕМИПАЛАТ до станции Актогай. А в Актогае пересели на электричку Актогай – Достык.  Билеты на поезд покупали на официальном сайте Казахских Железных Дорог, а на электричку брали билеты уже на месте. В результате наша логистика получилась следующей:

• Киев – Алмата – (самолёт)
  • Алмата – Актогай (поезд №022 КЗЫЛ ОРДА?СЕМИПАЛАТ)
  • Актогай – 13й разъезд (электричка №7041Х Актогай – Достык)
  • Алмата – Киев – Москва (самолёт)

Т.к. у нас было очень много спецснаряжения + везли часть продуктов из Украины было решено приобрести дополнительное место у МАУ. Бесплатно можно провозить 23 кг багажа и 7 кг ручной клади. Мы в эту норму не вписывались, потому решили приобрести еще 1 дополнительный багаж на группу (23 кг). Это нам стоило 1062 грн (42,5$).

В результате затраты на трансфер вышли следующие:

• Перелет Киев-Алмата-Киев – 5430 грн
  • Дополнительный багаж – 1062 грн = 177 грн на человека
  • Поезд Алмата – Актогай – 225 грн
  • Электричка Актогай – 13й разъезд – 70 грн

ИТОГО: 5430+177+225+70 = 5902 грн (245$)