10.11.2017 07:26

Осенний поход по Крыму

(1 Голосовать)

Тип похода: некоммерческий, некатегорийный пеший поход

Дата: 3 ноября 2017 года – 5 ноября 2017 года

Количество дней:  3 дня

Количество ходовых дней:  3 дня

Километраж: 33 км

Суммарный набор высоты:  1220 м

Маршрут: Ангарский перевал - перевал Ман - Северная Демерджи - т/с Верхняя Джурла - вдпд. Гейзер - Каменные грибы - мыс Сотера - трасса Судак-Алушта

Участники:

слева-направо: Касьянов Юра, Максим Шевченко, Горбатюк Дима, Грицаченко Вадим

Начиная с 2008 года, я со своими друзьями всегда ездил осенью в Крым. Это у нас своего рода традиция. На протяжении 6 лет удавалось ее реализовать, но вот последние два года, в связи с политической ситуации в стране, осуществить нашу затею не получалось. И вот в этом году решили снова возобновить эту осеннюю Крымскую традицию.

Т.к. прямые поезда на п-ов не ходят, добирались с помощью автобусов. И было решено идти в пешку, все-таки с велосипедами было бы намного труднее с логистикой.

Выбили себе по три дня выходных на работе и отправились встречать золотую осень на южном берегу. Трансфер в Крым сейчас довольно хорошо налажен. Есть много компаний, который осуществляют перевозки. Принцип у всех схожий. Мы ехали туда компанией Синбад, а обратно Хоттабыч.

День 1

3 ноября 2017 года

В час ночи погрузились в маршрутку, которая курсировала по маршруту Харьков – Чонгар. Посадка осуществлялась на «Космосе», кольцо, которое ведет на Орехов, обл. больницу. Помимо нас четверых, в маршрутке было еще столько же попутчиков. Трансфер до Чонгара стоит 160 грн. В 5 утра мы были на месте. В связи с не сезоном и ранним пребыванием на границу, прошли ее очень быстро. Пешком пересекли сперва Украинскую границу. Затем нужно преодолеть нейтральную зону, это около 2 км, но тут ходит маршрутка, стоит она 10 грн или 20 рублей, собственно мы на ней и поехали. После чего преодолеваем Крымскую границу. При пересечении нужно заполнить миграционную карту. С собой заранее взяли ручки, т.к. здесь она одна и пришлось бы стоять в очереди чтобы заполнить бланк. Довольно быстро проходим и вторую границу. Вещи нигде у нас не проверяли, вопросов толком не задавали. Просто спрашивали куда идем, когда вернемся, кем работаем, что в рюкзаке.

В Крыму уже, нас ждал автобус от той же компании, что мы ехали сюда. У водителя на руках списки пассажиров с номерами телефонов, так что он ждет всех. Оплата здесь уже происходит в рублях. Мы заплатили 300 рублей и в 9 утра прибыли в Симферополь на ж/д вокзал. Кстати, на прохождение границы ушло около 30 минут.

Ну, вот мы и на стартовом месте нашего похода, любимый ж/д Симферопольский вокзал абсолютно пустой. Поездов нет, тишина и спокойствие царит в этом месте, смотрится это довольно дико. Вспоминаешь, как тут было пару лет назад. Яблоку некуда было упасть. Куча туристов, постоянное движение по ж/д веткам.

Симферопольский вокзал

Покупаем билеты на троллейбус и едем на Ангарский перевал. Обошлись они нам в 67 рублей, из них 5 рублей за рюкзак. Кстати, валюту мы брали с собой. Поменять по месту можно, но курс совсем невыгодный. Обменник с гривен на рубли нашли на Симферопольском вокзале.

Погодка отличная, светит солнце, тепло. В 9:40 утра, по московскому времени мы были на Ангарском перевале. За три дня до нашего приезда, в Крыму выпал снег и не просто выпал, а можно сказать завалил ангарский перевал и все что выше него. Мы надеялись, что когда приедем, снег подтает и его не будет, но увы, его выпало очень много и все на перевале завалено им. Деваться некуда, идем тропить. Одеваем бахилы и выдвигаемся на маршрут.

Ангарский перевал

Сам маршрут выбрали довольно простой. Пройтись вокруг Демереджи и спуститься в Алушту. Это связано с ограниченным временем пребывания тут, т.к. обратный автобус стартует в 16-00 из Симферополя.

вышли на маршрут

Погодка отличная, начинаем потихоньку подыматься к Северной Демереджи. Чем выше мы взбирались, тем глубже становился снег. Местами даже проваливались по пояс. Сколько раз были в это время в Крыму, но никогда не попадали на такой снег, даже зимой бывало его меньше выпадало! Наш осенний поход, превратился в настоящий зимний.

памятник строителям дороги Симферополь-Алушта

снежний ноябрь

На удивление встретили не одну группу туристов, которые тоже следовали по схожему маршруту.

местами тропа труднопроходима

Спустя пару часов трапежки, мы поднялись на перевал МАН. Тут нас накрыло облаком и шикарный вид, за которым мы сюда поднимались, растаял где-то в этом "молоке". Далее взяли путь к скале козырек. Повезло, что здесь снега практически не было и можно без проблем передвигаться. Тропа довольно опасная, проходит над обрывом.

поднялись к перевалу МАН, видимость нулевая

тропа к скале козырек

снежный надув, тут можно провалиться по пояс

Вскоре природа преподнесла нам эстетический сюрприз. Облако ушло и нам открылся потрясающий вид. Звук затвора на фотоаппарате звучал каждую минуту. Чатырдаг, Демерджи, Бабуган яйла – все вершины отлично просматривались и выглядели очень эффектно.

наша тропа

виднеется Бабуган

шикарный вид на Чатыр-Даг

слева виднеется Пахкал-Кая

Пройти всю тропу нам не у далось. Из-за большого количества снега, некоторые участки выглядели очень стремно и лавиноопасно, решили обойти их и взяли курс в лоб на вершину. Пришлось даже немного вспомнить навыки скалолазания, чтобы вскорапкаться на верх.

На плато Северного Демерджи снега практически нет, но как только мы спустились немного ниже, проваливались по колено, а местами даже по пояс. Маркировка на данном участке слабая и потому спасал нас в основном ЖПС. Троп то не видно, все под глубоким слоем снега. Почти в сумерках мы дотопили до турстоянки Верхняя Джурла. Озеро, которое находится здесь, полностью покрыто корочкой льда. Кроме нас здесь никого не было. Выбрали себе самое козырное место и начали благоустраивать лагерь.

поднимаемся на Северную Демерджи

одна из вершин на Демерджи

Караби Яйла

спускаемся к Джурле

За счет снега денек выдался выматывающим. Развели хороший костер и начали отогреваться и сушиться. За день, ноги у всех были мокрые. Температура днем была около +6, а ночью опустилась до -2. Повезло, что на протяжении всего похода ветра практически не было. Штиль, как в горах, так и на берегу моря.

ночевка на т/с Верхняя Джурла

готовим перекус

День 2

4 ноября 2017 года

Ночка выдался весьма бодрящей, всетаки снаряга у нас больше осеняя, а не зимняя. Конечно мы знали, что будет снег, но не в таком же количестве. Ожидали, что он просто слегка притрусил поверхность.

прохладное утро в лагере

Позавтракали и отправились дальше тропить. Пройдя нижнюю Джурлу, мы начали спускаться в сторону моря. Где-то с отметки 600 метров, снега не стало и можно было спокойно топать и по твердой тропе. Тут уже начался настоящий осенний поход. Вокруг золотая листва, тепло. Было около +15 градусов.

снег потихоньку отступает

вдалеке виднеется Алушта

осенние цветы

шикарное место для ночевки. Ровная полянка и прекрасный вид во все стороны

на обед гречка с мясом

Вскоре нас тропа вывела на реку Алака. Спуск по ней получился очень интересными. Здесь довольно много водопадов и всевозможных перекатов. Помимо этого нужно местами пролазить по различным скальным выходам. Мне этот спуск очень понравился.

водопады на реке Алака

очередной водопад

спускаемся по водопаду

водопад Гейзер, самый эффектный нам этом участке пути.

Практически перед самым выходом на трассу Судак-Алушта, посетили Каменные грибы. Их тут всего два. Тоже интересное и уникальное место, стоит внимания.

каменные грибы

Ну вот мы и на трассе, преодолеваем по ней около 3 км и начинаем стремительный спуск к морю к мысу Сотера. Сразу к нему выйти не удалось, тут много баз и берег перекрыт, но справа имеется тропа, которой мы и воспользовались. Кое-как мы все-таки десантировались к морю. И вот мы на берегу. Радуемся морскому бризу и немного отдыхаем. День уже близится к концу и наша задача максимально близко дотопать до Алушты. Расстояние около 10 км, а у нас крайний срок, быть там завтра до 13-00, чтобы успеть на троллейбус до Симферополя.

приближаемся к трассе

спускаемся по асфальту к мысу Сотера

Неспешно топаем вдоль берега, любуемся морским пейзажем. Но впереди нас встречает колючая проволока и надпись проход запрещен. Оказалось, что здесь военная база, точнее мы знали, что она здесь (расположена немного выше), но они полностью отхватили себе кусок берега и пройти понизу – невозможно. К нам выбежал молодой солдат и сказал, что мы тут не пройдем, и надо поверху облазить этот объект. Деваться нам некуда, приходиться обходит. А обход получился очень и очень крутым. Практически в лоб мы полезли на гору, чтобы обойти эту военную базу. Данный маневр выдался очень утомительным, да еще и ушло на него около полутора часа.

наш путь вдоль моря

мыс Сотера

военная база, которую пришлось обходить

Солнце уже спряталось за горизонт и надо было где-то разместиться на ночь. Планировали заночевать на берегу, но с такими обходами, желание дальше топать по берегу абсолютно отпало.

Тут мы столкнулись с небольшой проблемой. Сегодня уже мы никуда не дотопаем, надо ставить лагерь, а вот завтра до обеда надо быть в Алуште. По берегу топать не вариант, можно упереться в какой-то дом отдыха и тоже обходить его больше часа, а по трассе топать 18 км! Решаем завтра выйти на рассвете и идти пешком по автостраде, параллельно стопить маршрутки, может кто-то подкинет до Алушты.

Заночевали в сосновом лесу. Порадовала температура ночью, термометр показал +13! Жара! Вот такой он ноябрь на ЮБК.

День 3

5 ноября 2017 года

С рассветом мы покинули лагерь. Решили полноценно не завтракать, а заварить быстренько чай и перекусить нашим обедом (сух. паек).

Хоть мы шли и по трассе, но по ней как-то было комфортно и приятно топать. Солнце только вставало, идешь и любуешься рассветом. Вокруг золотая листва, посмотрев наверх видны заснеженные склоны Демерджи.

топаем по трассе Судак-Алушта

Мы преодолели около 7 км, пока возле нас  не остановился водитель на форде транзит. Мы кстати с ним познакомились еще вчера вечером, он забирал персонал с военной базы, спрашивали у него о дороге вдоль берега. Сейчас он привез персонал на работу и возвращался в Алушту. Он нас бесплатно довез до центра города. Так что в 9 утра мы уже были в конечной точке нашего маршрута.

улочки Алушты

вид на Чатырдаг

набережная

Купили себе ништяков и отправились релаксировать на море. Там как раз приготовили завтрак и хорошенько отдохнули. Море бодрящее, но окунуться можно. Думаю, градусов 16 было.

релакс на пляже

На этом наш поход подошел к концу. Обратно мы без проблем добрались домой. В 16-00 сели в автобус  и в 12 ночи были в городе Запорожье. Границу проходили немного дольше, была небольшая очередь.

Поездка выдалась интересной и насыщенной. Никогда мы не видели такой Крым в это время года. У нас получился и зимний поход и теплый осенний, да еще и в море покупались. Да и маршрут тоже вышел довольно разнообразным. И в горах побывали и в вдоль берега прошлись.

FAQ и лайфхаки

• Паспорт – для пересечения границы достаточно иметь украинский паспорт. Если предоставите загран, то там могут поставить отметку, что вы въезжали в Россию.
  • Ручка – берите с собой ручку для заполнения миграционной карты на границе. Так вы сэкономите время.
  • Трансфер – мы воспользовались услугами компании «Синбад» и «Хоттабыч». Билеты надо бронировать заранее. Оплата по территории Украины происходит в гривне, а по территории Крыма – в рублях.
  • Сим карты – украинские сим карты в Крыму не работают.
  • Валюта – с собой брали российские рубли. Менять в Крыму не стоит, курс совсем не выгодный, да и обменник найти с обменом гривны на рубли не просто. На Симферопольском ж/д вокзале есть, недалеко от Макдональдса.
  • Банковские карточки  - украинские банковские карты международного образца тоже не работают в Крыму, так что берите только наличку.
  • Цены – практически все стоит дороже, чем у нас. Мы всю еду на поход брали с собой.
  • Трансфер на велике – в будущем планируем еще совершить велопоход по Крыму. Логистика тогда получается следующей. Электричкой можно доехать до станции Чонгар, затем на велосипеде пересекаете обе границы и движетесь до ж/д станции Солённое озеро, от куда курсируют электрички до Симферополя. Расстояние Чонгар – Солённое озеро составляет около 35 км.

Перейдя по этой ссылке, можно прочесть отчет от Максима Шевченко

Больше фотографий с похода можно посмотреть ТУТ