20.04.2017 04:43

Дата: 15-17 апреля 2017 года

Километраж: 108 км

Набор высоты: 650 м

Маршрут: Новомосковск - Черкасское - Гвардейской - Балковская Дача - Василевка - Кочережки - поляна Друидов - Вязявок - Павлоград

Участниики:

2017 0416_124247_002

На Пасху удалось вырваться в небольшой походец по Самарскому лесу. Бывал здесь неоднократно, но все предыдущие посещения были какие-то кратковременные. То мы за день доезжали в лес, ставили галочку, что здесь были и потом бегом крутили на электрон, то неоднократно собирались в каком-то конкретном месте на турслёт, либо вообще просто приезжал на пикник, на машине. Вроде, как и был в Самарском лесу, но толком его не видел. Наконец-то дошло дело до полноценного похода.

Насчет поеду или нет, стало известно буквально за 5 дней до старта. Со мной моя Алина и хотелось еще набрать людей. Т.к. мы ехали не на всю Пасху, а по сути только на 2 дня, желающих составить нам компанию было крайне мало. Многие уже определились куда ехать, а другим не хотелось выбираться всего на 2 дня. В итоге нас получилось 4 человека. К нам присоединился наш товарищ Женя и Света. Оба со мной бывали в разных походах (Беларусь, Кипр, Вдоль Северского Донца, Карпаты)

В связи с ограниченным временем, всего два ходовых дня, возникли проблемы с трансфером. Добраться до самого леса не так просто. Прямо до интересностей прямой электричкой не доедешь, надо делать ряд пересадок.

День 0

Субботним вечером, в 19-35, мы запрыгнули в электричку до станции Синельникова. Куда прибыли в 21-18. Ехали в полупустом вагоне. Велосипеды можно провозить без чехлов, но нужно заплатить половину стоимости билета. В Синельникова пересадка на электрон до Днепропетровска. Выпрыгнув с нашей электрички, помчались к кассе и обернувшись назад, увидели, что наша электричка (на которой приехали) и есть так на которую надо сейчас садиться .В общем зря выходили. Оказывается она 50 минут отстаивается и затем едет в Днепр. В общем погрузились мы обратно и купили еще билеты. Проводник с нас проорал. В 22-54 мы выгрузились в пригороде Днепропетровска, станция Нижне -Днепровский узел (дэпо).

С этой точки отправились к остаткам Самарской (Богородицкой) крепости, которая находится буквально в 2,5 км от платформы. Здесь небольшой лесок, река Самара, в общем, отличное место где можно остановиться на ночь. В темноте стали практически рядом с кладбищем. Ночью нас никто не потревожил.

первая ночевка

День 1

Проснулись пораньше, позавтракали и поехали осматривать остатки крепости. Остановить свой взгляд здесь особо не на чем, просто есть большой земляной вал, который и был крепостной стеной, о данном месте можете прочесть из этой статьи. Ну, сами тропинки здесь приятные, в удовольствие прокатились  воскресным утром.

движемся к остаткам крепости

река Самара

слева виден землянной вал от крепости

прикольная грунтовка

виден вал от крепости

Через 3,5 км мы добрались до платформы 195й км. Отсюда прыгаем на дизель и мчим в Новомосковск. Собственно вся эта ночевка была запланированна из-за этого поезда. Чтобы на нем максимально близко добраться до Самарского леса. Да можно вкрутить 30 км по скучной трассе, но особого желания не было. Тем более сейчас начало сезона, все только набирают форму и наматывать в день под сотню было бы довольно напряжно.

В данный дизель велосипеды лучше грузить зачехленными. Проводница хоть и ругалась, но впустила нас вовнутрь. Велики покидали на третьи полки, здесь были обычные плацкартные вагоны. В идеале их оставлять в последнем тамбуре, т.к. он не рабочий (тупиковый).

В 11 утра мы были в Новомосковке. Собственно наконец-то начинается наша активная часть путешествия. Погода особо не шепчет. Небо пасмурное, покрапывает дождь.

Первым делом заехали в Varus, чтобы закупить продукты на ужин и завтрак. Впереди хоть и есть магазины, но это обычные сельский маркеты, в которых особо ничего не купишь.

в рюкзаке взорвался кетчуп :)

пробуем катать в стиле байкпакинг

На выезде с Новомосковска посетили знаменитую деревянную Свято-Троицкую церковь. Она входит в топ 100 чудес Украины. Построена без единого гвоздя еще в 18 веке. Подробней на Википедии.

храм в Новомосковске

Осмотрев достопримечательность, помчались в лес. Следующая интересность нас ждала буквально в паре километров, это был Самарский Пустынно-Николаевский монастырь. Место особо ничем не примечательно, историю можете прочитать ТУТ.

мужской монастырь

интерестный забор с другой стороны монастыря

На этом культурная программа окончена, дальше нас ждет лес. Преодолев пару километров по трассе свернули на тропинки. Они отличного качества, петляют из стороны сторону между деревьями. Данные район называется Орловщина

река Самара

Держим путь к поселку Черкасское, но именно по грунтовым дорогам. Местные говорят, что не стоит ехать по трассе, т.к. там есть КПП и могут не пропустить. В Самарском лесу размещен учебный полигон и частенько туда не пускают посторонних. Потому если уж очень хотите туда попасть езжайте обходными путями как и мы.

Дорога в Черкасское была потрясной. Проходит по лесным тропкам и полузаброшенным асфальтным дорогам. Вокруг тебя смешанный лес, который наполняет легкие неповторимым ароматом. Часто выезжаешь на берег реки Самара и едешь прямо по кромке. Особенно запомнился участок от пансионата Лесной собственно до поселка Черкасское. Тропа проложена по над самим берегом.

заброшенные базы, таких довольно много здесь

понтон на Самаре

шикарные грунтовые дороги

иногда попадаются небольшие мостики

С Черкасского покрутили дальше уже по асфальту. Тут размещены военные базы, много солдат ходит туда-сюда. Задерживаться не стали, мало ли, вдруг захотят нас выпроводить обратно.

участок асфальта между Черкасским и Гвардейским

Добравшись до Гвардейского, снова нырнули на лесную тропу. От сюда стартует 30 км автономный участок до села Васильевка.

Ехали по проверенным трекам предыдущих групп. Практически все время шла хорошая грунтовая дорога, за счет того что покапывал мелкий дождик, да и вообще жары еще толком нет, песочные участки проезжались легко. Только один раз был промежуток, где пришлось метров 20 потолкать велосипед.

в Самарском лесу много дубов

Местами дорога была затопленной, приходилось преодолевать броды.

участок затопленной дороги

тут мы переходили эту речку

небольшая лужа

Местами были завалы и велосипеды перекидывали через бревна. Также часто на тропе лежат небольшие полена, которые можно перепрыгивать. Такие вот  технические приятности.

Природа вокруг впечатляла. Дремучий непроходимый лес, наполненный звуками птиц и неповторимым ароматом. Вверху колышется крона деревьев, а внизу все засеяно весенним цветами. И честно в голове не укладывается, что такое дикое место находится буквально в 100 км от дома.

красивые первоцветы

Хоть вокруг и лес, но есть участки довольно монотонные, которые утомляют. Под вечер мы докрутили педали до места, которое называется Балковские Дачи. Это такая турстоянка, здесь имеются навесы, самодельные бани и самое главное, есть источник! И очень даже хороший. Оборудованный родник.

родник возле Балковской дачи

К нашему удивлению оказалось, что все самые классные места уже заняты, здесь полно туристов! Я насчитал 8 лагерей. Создалось ощущение, что мы сейчас где-то в Крыму или Карпатах, собственно я обычно там встречал Пасху. В общем, приятно было увидеть здесь столько единомышленников. Большая часть были пешики, но и имелась одна велогруппа.

наша стоянка

Навеса нам не досталось, потому просто стали под соснами.

наш первый поход с палаткой Naturehike

Дров здесь полно, потому костер распалили хороший. Под вечер погода ухудшилась, начался более сильный дождь. В итоге ужинать пришлось уже в палатке, хорошо, что приготовить успели по сухому.

День 2

Утром погода улучшилась, тучи за ночь расступились и нас встретило солнце. Правда, его время от времени закрывали облака. Позавтракав, отправились дальше наслаждаться удивительной природой Самарского леса.

завтракаем

путешествуем в стиле байкпакинг :)

Хорошая грунтовая дорога вела нас к поселку Васильевка. Местами приходилось объезжать завалы, а местами преодолевать небольшие броды.

красавец дуб

очередной брод

тут проходит наша дорога

таврон не доехал до села

В само село, мы не планировали заезжать, да в него сейчас особо не попадешь. Мост к нему, через реку Самара на половину затоплен из-за высокого уровня воды. При желании перейти можно, но у нас в этом необходимости не было.

почти затопленный мост в село Василевка

Далее дорога шла по-над самым берегом Самары. Мне этот участок больше всего понравился. Пейзаж постоянно меняется, то ты у реки, то через минуту в дремучем лесу. Постоянные небольшие перекаты, которые накатом преодолеваются. Плюс сам лес очень красив. Здесь много дубов и этот район является заказником «Вековые дубы». Место очень красивое и интересное. Еще тут и река петляет как дорога на горном серпантине – эффектное зрелище.

заказник "Вековые дубы". Слева видна Самара

изгиб Самары

Вода в данном источнике содержит железо. Много пить нельзя, но попробовать можно. Вкус специфический. Источник находится рядом с селом Кочережки

Грунтовка нас вывела в село Кочережки. И вот наш первый магазин почти за сутки. Устроили здесь обед. Рядом с маркетом имеется столик и даже туалет. Так что место оптимально для дневной трапезы.

венок из проволоки

Немного проехав по асфальту, снова съезжаем на грунт. Теперь мы движемся по противоположному берегу реки Самара.

Этот участок мне тоже очень понравился. Он необычен тем, что ты едешь то по просторному полю, то погружаешься в лес. Также помимо дорог, двигаешься по красивым тропинкам. Удовольствия от такой езды получаешь уйму.

поляна Друидов

шикарная тропинка

мостик в село Вязовок

Закончилась наша поездка по лесу в селе Вязовок. От сюда можно было совершить еще небольшой пяти километровый маршрут грунтами, но местные сказали, что уровень в реке высокий и нужно переходить в брод. Да и время у нас поджимало, надо было успеть на электрон. Решили не рисковать и до Павлограда домчать уже по асфальту.

храм 1913 года в селе Вязовок

Изначально думали остаться еще на одну ночевку на выезде с леса и утреней электричкой поехать домой, но что-то прогноз погоды нас не обрадовал. Обещали мокрый снег и +3. Было решено возвращаться сегодня электричкой Харьков – Запорожье.

По пути в Павлоград заскочили еще на одну достопримечательность – это Мавринский Майдан. Земляные валы посреди поля непонятной формы и неизвестно кто и когда их создал. Теорий много, читайте тут. Ну место довольно впечатляющее, нам понравилось.

maidan

вид на майдан со спутника

Дорога к майдану тоже интересная, проходит через подвесной деревянный мост через речку Волчья.

деревянный мост через Волчью

На этом наше путешествие подошло к концу. Добрались до вокзала, купили билеты на электричку повышенной комфортности. Кстати, их можно купить только в кассе, как на обычный поезд! Велосипеды зачехлили и нас без проблем пустили. Отправляется она в 18:09 и в 19:52 мы в Запорожье.

Самарский лес мне очень понравился, давно хотелось прокатиться именно по подобному ландшафту. Дороги сейчас отличные, практически весь маршрут проезжался в седле, кроме завалов, которые приходилось обходить.

Небольшие рекомендации по маршруту:

Трансфер

Наш трансфер:

• Запорожье 1 – Синельниково 1 (электричка, велик можно не чехлить)
  • Синельников 1 – Нижнеднепровский узел (дэпо)  (электричка, велик можно не чехлить)
  • 195 км – Новомосковск (дизель с плацкартными вагонами, велик лучше чехлить)
  • Павлоград – Запорожье 1 (электричка повышенной комфортности, велы чехлить, билеты покупать заранее! Также можете взять багажную квитанцию, мы купили на всякий случай, стоит копейки)

Другие варианты:

Электричка до Синельникова и от туда стартовать. Двигаться в обратном направлении нашего маршрута. Финишировать в Иларионова и от туда добираться домой на электричке Днепропетровск – Запорожье. Такой маршрут потребует 3 дня пути, общая протяженность около 160 км. Можно двигаться и в обратном направлении.

Также до Павлограда ходят некоторые поезда, так что можно добраться и на них.

Для поиска оптимальной электрички или поезда использую сервис Poezdato.net

Полигон

На маршруте имеется полигон, точнее маршрут его обходит, но в любом случаем можно наткнуться на военных. Рекомендую с собой брать документы. Ну и в глубь леса не въезжать, в сторону полигона, можно попасть на учения. У меня такое было в 2009 году. Попали под стрельбу с автомата, но все обошлось.

Велочехол

Т.к. в нашем случае есть и дизель и электричка повышенной комфортности, то с собой обязательно берите велочехол.

Связь

В лесу часто попадались участки, где не было вообще связи. Или была связь, но интернет практически не добивал.

Вода

В лесу я знаю есть 7 источников, вот их координаты. Вроде как имеются еще, но где они находятся, не знаю, буду благодарен за дополнение. Координаты не мои, взял с разных формуов. Провереный мною только источник на Балковой даче.

1. N48°39'29.1" E35°39'25.0" - Родничек возле моста в Кочережках. Вода там плохая, очень много солей, в частности железа. Годится только для тех. целей.
  2. N48°39'02.2" E35°37'41.9"  - Чистая криница. Очень хорошая вода и ее там много.
  3. N48°41'57.0" E35°34'40.9" - Родник в 1,5 км на восток от Василевки по правой стороне Самары. Координаты примерные
  4. N48°43'03.28" E35°30'22.40" – Источник возле Балковой Дачи, набирали тут воду
  5. N48°43'29.07" E35°30'31.82" – не проверенные координаты
  6. N48°42'05.45" E35°33'49.15" – родник недалеко от Васильевки
  7. N48°40'28.56" E35°34'57.71" – родник Вторая Крыныця

Еда

Часть пути проходит по автономным участкам, так что едой запасайтесь.

Время года

В идеале сюда ехать ранней весной (март-апрель) или осенью (октябрь-ноябрь). В другое время можно попасть на комаров, которые вас заживо съедят, плюс грунт в другое время года более рассыпчатый и ехать по нему будет тяжелее. Помимо комаров в лесу обитают клещи, их можно встретить чаще всего на майские праздники.

В летнее время тропы хорошо зарастают и их можно запросто потерять, да и проезжать по ним будет затруднительно, вполне вероятно что придетсья много толкать из-за песка, т.к. в теплое время он более рассыпчатый. Потому лучше всего сюда ехать весной или осенью.

Велосипед

Как по мне маршрут просто создан для фэтбайков и новых стандартов 27,5+ и 29+. Как вы поняли сюда лучше ставить резину пошире и давление качать поменьше.

Маршрут

Мой маршрут мне понравился, но его я бы дополнил еще вот таким бы участком. От села Вязовок поехать по грунтам через лес в сторону Павлограда.

map

Чтобы не ехать по трассе на Павлоград, можно сьехать на грунт к реке Волчьей. Грунтовка проходит вдоль берега. Поп ути можно осмотреть пороги на Волчьей. Данный участок оканчивается на Маринском майдане.

map2

75% нашего пути проходило по грунтовым дорогам! Хочу обратить внимание, что на маршруте имееются участки велопихалова, в связи с завалами и небольшими бродами. Все это может меняться в зависимости от сезона. Тропы не расчищают, потому можно залесть в хорошие дебри. Особеннно это касается участка маршрута от Гвардейского до Балквой дачи. Этот кусок трека наиболее непредсказуемый! Тут и полигон под боком и можно застрять в песках.

Актуальность маршрута

Если вас интересуют какие-то определенные районы Самарского леса, то лучше всего задайте свой вопрос в группе Фейсбука Днепровелоклуба. Там много местных, которых катают по тем местам регулярно.