26.10.2019 11:48

Дата: 20-21 октября 2019 года

Километраж: 123 км

Набор высоты: 1117 м

Соотношение асфальт/грунт: 53 км / 70 км (44%/56%)

Маршрут: Богодухов - Павловка - Гуты - Городнее - "Поющие террасы" - Чернещина - Краснокутский дендропарк - Краснокутск - Слобожанский национальный парк - Лесное - Владимировка - Натальевский парк - Мурафа - Мирное - Шаровка - Шаровский замок - Александровка - Новый Мерчик - усадьба Шидловских - Манченки - Барчаны -  усадьба Святополк-Мирских - Люботин

Участники:

kasymauserdonovskdimon
Касьянов ЮраШевченко МаксимДоновский ЖеняГорбатюк Дима

Наш традиционный осенний выезд. Начиная с 2008 года, с друзьями, в октябре месяце выбираемся в небольшой 2х-3х дневный поход. В этот раз нас собралось 4 человека и мы решили прокатиться по лесам и усадьбам Слобожанщины (Харьковская область).

Поездка выдалась довольно спонтанной. За пару недель до выезда, собственно решили ехать, выбрали регион без проблем купили билеты и отправились в путь.

Нам очень повезло с погодой, попали как раз на последние дни бабьего лета. Температура днем поднималась до +20. Идеально для поездок на велосипеде.

День 1

В 01-08 мы отправились с ж/д вокзала Запорожье 1 в наше небольшое путешествие. До места старта нас довез Минский поезд. В 7:43 мы вышли на станции Богодухов. Кроме нас никто не покинул состав. Перрон пустой и мы в легком осеннем тумане начали собирать велосипеды после транспортировки.

Минут через 15, обвешавшись сумками для Bikepacking и отправились в путь. Ж/д вокзал находится практически на окраине города Богодухов, потому мы его сразу покинули. Википедия говорит, что здесь на территории воинской части есть музей военное техники под открытым небом, но что-то я не нашел доказательств этого и где именно он находится, потому сразу покинули населенный пункт.

С первых метров прочувствовали всю прелесть местных дорог, их тут практически нет! Не знаю, как тут ездят местные автомобилисты, но дороги в ужасном состоянии. Если вкратце, то местами имеется асфальт, а так везде ямы или просто песок. Ну мы на велосипедах, для нас это не проблема.

выгрузились в Богодухове

В селе Павловка остановились возле местного магазина позавтракать. Повезло, у них была кофемашина и нам сделали довольно неплохой бодрящий напиток. Рядом с магазином обнаружили столики и стулья сделанные из пеньков, где мы и разместились на завтрак.

После приема пищи, продолжили изучать Слобожанщину. Мы ехали по автодороге и немного не понимали почему тут так много фур, от куда они едут? Вроде не трасса и нет тут какого-то крупного города, но вскоре мы получили ответ на свой вопрос. Дорога нас вывела к сахарному заводу. Как оказалась эта местность славится урожаем сахарной свеклы и соответственно тут производят сахар. За два дня пути мы увидели два завода. 250 лет назад этот промысел тут тоже процветал и местный сахарные магнаты настроили здесь своих усадьб, собственно которые мы и намерены посетить.

сахарный завод

отстойники возле сахарного завода

После сахарного завода в поселке Гута, асфальт закончился и мы съехали на грунтовую, лесную дорогу. Т.к. тут преобладают хвойные растения, то соответственно пришлось ехать по песку. В целом все проезжабельно, велики толкать не приходилось. Летом тут наверно будет проблематичней проехать, когда песок будет более рассыпчатый и сухой.

Макс поехал в поход на электричке

Лесная тропа вывела нас в село Городне. Тут находится первая достопримечательность на маршруте – «Поющие» террасы». Место довольно уникальное, вот что пишут про него на просторах интернета

«Поющие террасы – это бывший фруктовый сад, расположенный на территории природной балки в селе Городнее на Харьковщине. Его особенностью является форма, напоминающая амфитеатр. Также, это место имеет прекрасную акустику, поэтому и получило свое название. Заложен он был в 19 веке. Подробней читать тут

За счет хорошей акустики здесь проходит музыкальный этно-фестиваль «Поющие террасы». Тут даже имеется деревянная сцена. Местность очень живописная. Террасы находятся на возвышенности, а внизу расположены озера и это все окружено лесом. Здесь прям хочется поставить палатку и остаться на пару деньков.

Помимо нас тут были еще какие-то байкеры, которые тоже, как и мы, любовались достопримечательностью.

поющие террасы

мы были не одни

bikepacking от KasyBag

дом культуры

Террасы осмотрены, можно ехать дальше. Немного поколесив по асфальту и грунтовым дорогам мы попали в Краснокутский дендропарк. Это вторая достопримечательность на нашем пути.

Краснокутский дендропарк – один из старейших в Украине. Заложен в 1793 году биологом Иваном Каразиным, братом основателя Харьковского университета. Является памятником садово-паркового искусства общегосударственного значения. В парке располагался мужской Петропавловский монастырь, монахи которого в целях обороны построили множество лабиринтов. Их длина составляет 18 километров. Впоследствии обитель закрыли, но пещеры и подземные ходы сохранились до наших дней. Подробней тут

вход в монастырь

остров любви

центральный вход в Краснокутский дендропарк

Вход на территорию бесплатный. Мы на велосипедах, неспешно прокатились по его территории. Парк небольшой, но довольно аккуратный. Обидно, что такие исторические объекты слабо финансирует государство. Видно, что за ним пытаются следить, но на все не хватает сил и средств, а так место очень живописное. И на удивление, тут было очень много людей. Наверное, местные жители приходят сюда погулять. Даже немного попали на экскурсию, послушали немного со стороны. Обидно, что мы немного не успели на золотую осень. Если бы на пару недель раньше приехали, то здесь бы все сверкало в ярких красках.

Парк находится на возвышенности и после него дорога нас повела вниз, в Краснокутск. Время уже обеденное, потому решили тут где-то перекусить. Нашли неподалеку ресторан «Бавария». За 80 грн. удалось отведать борща и риса с отбивной. Цена вполне приемлема,как за полноценный обед.

В Краснокутске докупили продуктов на ужин и покрутили педали дальше. Впереди нас ждал Слобожанский национальный парк. Он был создан относительно недавно, в 2009 году. Здесь имеются эко маршруты, специальные места для отдыха и даже есть свой сайт! Собственно, подробно о самом парке можно почитать на его оф. ресурсе

оборудованные места для отдыха

инфостенд

инфостенд с видами деревьев, которые тут растут

лесные дороги

местами вот такие завалы

Мы выбрали себе грунтовку, которая пересекает лес к селу Лесное. Поначалу ехалось неплохо, хоть был и песок, но он довольно плотный. Но через какое-то время начались завалы деревьев. Судя по всему эта дорога не сильно популярна и нам пришлось пробираться сквозь чащи.

Спустя пол часа, завалы были все преодолены и снова можно было нормально крутить педали.

на выезде с леса обнаружили такой дом, описания никакого не нашли, что это такое. Территория охраняется. Охраник сразу нас выгнал, даже не дал нормально сфотографировать. Угрожал что вызовет полицию.

еще сахарный завод

река Мерчик

После села Лесного, грунтовой дорожкой, вдоль реки Мерчик, мы добрались до финальной достопримечательности на сегодня – Натальевский парк (или усадьба). Она расположена в Слобожанском нац. парк.

Более 100 лет тому назад на нынешней территории села Владимировка росла дубрава. В 1884 году сахарозоводчик и меценат  Иван Харитоненко облюбовал эти места и решил возвести здесь свою летнюю резиденцию.

Строительство Натальевского имения продолжил его сын Павел. По легенде, усадьба была названа в честь младшей дочери Павла Харитоненко — Натальи. Среди веко­вого леса (возраст некоторых дере­вьев достигает 300 лет) был возведен двухэтажный дом. К сожалению, до на­ших дней он не сохранился — был раз­рушен в годы Второй мировой войны. В своем имении хозяева устраивали роскошные приемы. Говорят, что здесь гостили писатель Антон Чехов и художник Кузьма Петров-Водкин. Продолжение тут

ворота в парк

водонапорная башня

Место очень живописное, хоть самой усадьбы уже и нет, но то что от нее осталось тоже впечатляет. Лично меня очень удивила церковь. Она выполнена в непривычном стиле ну и находится просто в лесу.

возле церкви местные бабушки продавали всякую вкуснятину. Мы прикупили себе баночку грибов. На ужин ее и сьели

С 1946 до 2008 года здесь был туберкулезный санаторий, сейчас это парк и его потихоньку начинают реставрировать и приводить впорядок.

После осмотра, мы покрутили педали дальше. Уже начинало темнеть и пора было ставить лагерь. Разместились на ночь недалеко от села Шаровка, в одноименном лесу.

наш лагерь

День 2

Ночь выдалась тихой и спокойной. Утром позавтракали, собрали лагерь и отправились к одной из главных достопримечательностей Харьковской области. Собственно из-за нее и был построен весь этот маршрут – Шаровский замок.

дорога в Шаровку

Шаровка — белокаменная постройка конца XIX века неоготического стиля, бывшая помещичья усадьба. Расположена в пгт Шаровка Богодуховского района Харьковской области на берегу реки Мерчик.

Усадьба основана в деревне Шаровка в 1836 году помещиком Саввой Ольховским. Будучи майором в отставке, Савва Васильевич получил деревню от Екатерины II.

Позже имение было проиграно в карты (по другой версии просто продано) братьям Гебенштрейнам. За время владения усадьбой братья ремонтировали сам дом, достроили теплицы, ворота, ограду и домик для стражи. А один из братьев, Христиан - ботаник-любитель, увлекся созданием парка вокруг усадьбы, и наполнил его экзотическими растениями. Парк площадью около 40 га располагается на склонах большой балки.

В 1881 году усадьбу приобрел богатый сахарозаводчик Леопольд Кёниг, и вместе с сыновьями продолжил её усовершенствование: расширил и обогатил уже имеющиеся строения и парки, пригласив для этого известных и модных европейских специалистов. Окончательный свой вид как внешне, так и внутренне, усадьба приобрела к 1912 году. Хотя уже в советские 1920-1924 годах к восточному фасаду была пристроена двухэтажная остекленная веранда. Подробней тут

До 2009 года здесь был санаторий для больных туберкулезом.

Вход на территорию платный, стоит 30 грн. По территории на великах ездить нельзя, потому их пришлось оставить у кассы. Помимо нас из туристов никого небыло. Замок и его парк впечатляет. Обидно, что нет нормального финансирования и такое крутое место просто доживает свои дни. А так тут можно было бы все привести впорядок и был бы дворец не хуже различных немецких замков!

ставок на территории Шаровки

Около часа мы провели на осмотр территории и самой усадьбы. Вовнутрь, к сожалению, не пускают, может когда-то откроют двери замка. Тут есть музей, но он в этот день был закрыт.

Замок нам понравился. Уезжать от сюда сразу не стали, на выезде обнаружили киоск с летней площадкой, где отведали кофе.

Далее нас дорога повела грунтовыми тропами, по опушке леса. Ехалось замечательно, да еще и пейзажи отличные. Иногда покрытие портилось и мы немного зарывались в песок, но в целом все проезжабельно.

местами встречается берёза

Вскоре мы покинули лесную дорогу и покрутили педали через небольшие села. На карте здесь обозначен асфальт, но от него тут только одно название. Не понимаю,как местные ездят тут на машинах.

К обеду мы добрались до следующей достопримечательности – усадьбы Шидловсикх, расположена в пгт Старый Мерчик. По пути заскочили в магазин и докупили себе продуктов на перекус.

Поместье Шидловских было возведено в 1776-1778 годах. Кто из архитекторов работал над проектом здания, точно не известно. Величие и роскошь дворца настолько поражало воображение, что многие приписывали авторство самому Бартоломео Растрелли. Продолжение тут

вот тут мы разместились на обед

В советское время здесь был ветеринарный техникум. С 1997 года – здание пустует, его начали потихоньку разворовывать, потому решили все окна заложить кирпичами. В 2018 году, внутри произошел пожар, в итоге от старинной усадьбы остался только «каркас».

Прямо перед усадьбой, мы разместились на обед. Судя по всему, местные школьники облюбовали это место и регулярно сюда приходят. Пока мы трапезничали, человек 10 прошло мимо нас.

Во внутрь усадьбы можно залезть, но после прошлогоднего пожара там ничего не осталось, только воображение помогает представить о былом величестве данного строения. Тут еще есть парк, но т.к. за ним никто не ухаживал он просто превратился в обычный лес.

дубовая роща недалеко от Люботина

Достопримечательность осмотрена и мы крутим педали дальше. Грунтовыми дорогами добрались до Люботин. Тут находится финальная точка на нашем маршруте. Усадьба Святополк-Мирских. Территориально она расположена в селе Гиевка, но это теперь уже часть города Люботин.

Усадьбу в Люботине начали строить в 1802 году для отставного майора И. Познанского. Строительные работы продолжались аж 50 лет. За это время появился не только дворец в романтическом стиле, но и комплекс из храма, охотничьего домика и флигеля, который с главным зданием соединяла оранжерея, ставшая впоследствии картинной галереей. Украшением усадьбы Гиевка были парк с дубовыми и липовыми аллеями и пруд. В 1881 году Гиевку приобрел князь Святополк-Мирский, который стал ее последним владельцем. Похоронен он во дворе, о чем сообщает могильный камень, сохранившийся до наших дней. С приходом советской власти усадьба перешла в государственную собственность и стала интернатом. Ее стены также пережили большой пожар, который нанес значительный ущерб.

Хорошее описание данной усадьбы вот тут

История у данного места довольно интересная, но сама усадьба не сильно впечатлила. При нас, одно крыло активно разбирали какие-то строители. Непонятно, законно это или нет.

парк рядом с усадьбой

Финальная достопримечательность осмотрена и можно отправляться домой. Впринципе, до Харькова всего 25 км, но нам что-то было так неохота крутить педали, потому решили подъехать электричкой. С Люботина они ходят регулярно, чуть ли не каждый час.

местное искусство :)

В Харькове у нас еще было немного времени, до отправки поезда в Запорожье. Потому решили прокатиться на велосипедах по ночному городу и не пожалели об этом. В целом маршрутом остались очень довольны. Большая часть пути проходит по грунтовкам или по второстепенным дорогам. Также много достопримечательностей и удобный трансфер к стартовой и финишной точке маршрута.

Харьков

Рекомендации по маршруту

Трансфер

Из Запорожья ходит Минский поезд. Отправляется в 01-08 и в 7:43 вы на месте (Богодухов). Запорожье – это начальная станция, потому грузиться в поезд довольно комфортно. Его подают за пол часа до отправления. На этом же поезде можно и уехать обратно.

Также можно добраться до Харькова, а от туда уже на пригородной электричке.

Вода

С водой проблем не было. Практически в каждом селе можно найти колодец или колонку.

Сезонность

Как по мне, самый идеальный вариант, это ехать сюда осенью (конец сентября-октябрь). Чтобы уже не было насекомых и песок был не такой рассыпчатый. Летом, скорей всего, будет много насекомых (комары) ну и ехать по песчаным дорогам будет не так комфортно.

Главное не попасть в дождь. Большая часть пути по грунтам и если они размокнут то проехать будет крайне сложно. Да и объезды по асфальту совсем не интересны.

В идеале ехать на широкой резине. Довольно много песка. А вот на гравийных байках можно зарыться с лесах Слобожанского национального парка.

Маршрут

Маршрут отлично подойдет для новичков. Набора высоты практически нет, большая часть пути по второстепенным дорогам где нет трафика. Можно ехать как на два дня (наш вариант), так и на три. Сделав старт и финиш с города Харькова. Многие местные велотуристы так и делают.