Среда, 16 Апреля 2014 06:37

(0 голосов)

Маршрут № 1- вокруг острова Хортица

Техническая информацияДостопримечательности

открыть во весь экран lupa

• Маршрут: казак Мамай - редут - святилище - высоковольтные опоры - Казацкая сечь - музей истории казачества - Тарасова тропа - Наумовская скала - балка Генералка - Змеиная тропа - Протолче - Конный театр - Скифский стан - Научный городок
  • Место старта/финиша: Казак Мамай (о. Хортица). Посмотреть на карте.

lupa

• Километраж: 27 км
  • Соотношение грунта/асфальта: 94%/6%
  • Набор высоты: 250 м

QR-code

gpsies

Скачать приложение для Android

profil

Питание на маршруте: на острове есть следующие места где можно приобрести продукты или покушать 1) магазин в поселке Научном (посмотреть карту). 2) Кафе на ж/д станции "Запорожская сечь". 3) Около Запорожской сечи и музея казачества в летнее время функционируют киоски 4) на туристическом пляже, в летнее время, работает кафешка

Места отдыха: туристический пляж, южный пляж, Протолче

Логистика: При желании на остров можно попасть на электричке - станция "Запорожская сечь". Здесь проходят электропоезда с Никополя и Пришиба. По этой ссылке актуальное расписание на 2014 год. Уточняйте график на сайте www.uz.gov.ua.

Бюджет: посещение музея истории казачества, Запорожской сечи и музея казацкого флота - платны

Описание маршрута:

Хортица - крупнейший пресноводный остров на реке Днепр. Его длина составляет 12,5 км, а ширина 2,5 км. В 2007 году был назван одним из "7 чудес Украины". Визитная карточка промышленного города Запорожье.

Для велосипедистов города Запорожья - это главное место для покатушек, тренировок и отдыха. Он расположен, можно сказать, в центре города. Практически с любого района, к нему удобно добираться!

На острове сосредоточенно большое количество исторических и архитектурных достопримечательностей, которые стоят вашего внимания. Помимо культурного наследия, остров на Днепре дарит нам отличные тропинки, по которым так  хочется кататься каждый день.

Приступим к рассмотрению веломаршрута, который покажет вам все самые основные достопримечательности острова. Троп на Хортице большое множество, в данном случае рассматриваем те, которые доступны любому желающему. Без всяких сложных участков, которые могут отпугнуть начинающих велосипедистов.

Старт веломаршрута - БУДА (треугольник, велобуда или мамай). Так это место прозвали велосипедисты. Оно находится на пересечении трех направлений, по которым можно попасть на Хортицу (дорога с арочного моста и две дороги с мостов Преображенкского). Идеальное место для встречи и начала покатушки.

hort

0 км - БУДА (Фото №1). Старт веломаршрута. Начинаем двигаться на север по тропе, которая ближе всего расположена к памятнику (cправа от него).

35h

7170 м - уходим вправо, съезжаем с главной на второстепенную тропу. Не меняя направления пересекаем перекресток  через 40 метров. Наша тропинка, та которая немного левее (слева от вас будет деревяный идол). Начинаем замечать, что справа от  нас появился редут, который тянется в сторону р. Днепр. Это земляной вал (укрепление) 1736 года. Он был построен во время Русcко-турецкой войны. Подобные валы прорезают остров во многих местах вдоль и поперек, но не везде их отчетливо видно.

2440 м - выезжаем на открытую местность и сворачиваем влево, а через 50 метров, снова влево.  На развилке будет хорошо виден мост Преображенского (Фото №2) . Если не сворачивать и поехать прямо, то выйдете к Днепру. На берегу можно найти неплохое место для отдыха. Но здесь часто отдыхают местные жители и соответственно мусора хватает. 36h

927 м - слева увидите святилище эпохи бронзы. обращаю внимания, что тропа довольно скоростная и местные райдеры здесь построили небольшие дропы

2960 м - практически сразу за святилищем поворот влево. Если поехать прямо, то вы спуститесь к "Тополиному пляжу"

11,025 км - поворот на право. Съезжаем с основной тропы и движемся по отличной лесной грунтовке, что огибает балку Великая Молодняга

11,647 км - поворот на право. Выезжаем на центральную тропу острова, по которой мы ехали в начале маршрута (Фото №3).

11,896 км - поворот на право. Ориентир - высоковольтные опоры. Движемся по широкой грунтовке. 37h

21,975 км - поворот влево. Резко поворачиваем и движемся под высоковольтными линиями. Если не сворачивать, и проехать еще 100 м дальше, то по правую руку увидете самое крупное и самое красивое святилище на острове, эпохи бронзы (Фото №5). Место стоит посетить обязательно. Здесь до сих пор староверы проводят обряды. Возвращаемся обратно на наш маршрут и движемся по отличной грунтовке, под опорами. На развилке держитесь левой тропы.

22,280 км - заканчивается спуск, выезжаете на площадку с отсева. Справа есть отличная смотровая площадка, с которой открывается вид на "три мачты" (3 высоковольтные опоры над Днепром) - (Фото №4), под ними, около скал есть ровная площадка. Это место древнего Скифского городища. Балка, в котором оно находится называется Совутиной.

7h64h41h

2,400 км - движемся прямо к Историко-культурному комплексу Запорожская сечь (Фото №6). Здесь можно пойти на экскурсию в Сечь. К сожалению с велосипедами нельзя.

39h

2,900 км - движемся прямо по дроге из отсева к музею Истории Запорожского Казачества (Фото №7). Объезжаем музей по правой стороне.43h

• Режим работы музея:
  • Вторник - Воскресенье с 09:30 до 16:30
  • Понедельник - выходной

73,030 км - объезжаем холм справа и въезжаем на Тарасовую тропу (Фото №8). Здесь в 1843 году прогуливался сам поет -Тарас Шевченко.

Любуемся отличной панорамой на Днепрогэс. При желании можно заехать на холм, от туда открывается отличный вид на окрестности. Кстати на  холме расположен самый высокий флагшток в Украине. Его высота - 35 метров! Просихождения этой насыпи очень простое. Когда вырыли котлован под музей, грунт решили не вывозить а сделать вот такую достопримечательность. В проекте на нем должен был возвышаться памятник казакам.

3,320 км - съезжаем с отсева на грунтовую тропу. Движемся строго к арочному мосту (Фото №9).

3,930 км - пересекаем автомобильную дорогу. Справа от нас будет арочный мост. Популярное место для прыжков Роуп-Джамперов 45h

23,971 км - переехав автомобильную дорогу и въехав в лес, сворачиваем на первом повороте влево. Движемся по отличной тропинке (Фото №10), параллельно автодороге. Пару раз придется пересечь асфальтные дороги, которые ведут к профилакториям.

14,688 км - пересекаем вторую асфальтную дорогу на этом участке и берем немного правее, посадка будет слева от вас. Затем совершаем поворот на право. Поворачиваем на другую тропинку. Разворот на 90 градусов. Движемся по отличной грунтовке, начинают появляться сосны.

15,105 км - выезжаем на асфальтную дорогу, поворачиваем на право и движемся по нему.47h

65,658 км - упираемся в забор реабилитационного центра "Хортица". Слева от него есть тропинка, на которую мы сворачиваем. Далее начинается стремительный спуск к скальному берегу. Здесь будут дропы (трамплины) на которых можно попрыгать, но если не уверены в своих силах, то объехать

35,930 км - выезжаете на отличную смотровую площадку (скалы Копичевата). Здесь открывается красивейший вид на скалистые берега острова и правого берега (Фото №11). Виден остров Байда (малая Хортица). Именно на нем был основана первая казацкая сечь под руководством Байды Вишневецкго в 1552 году. Также от сюда виден Хортицкой микрорайон (бабурка), который возвышается над берегом. Канцеревские скалы и скалы Рогозы прямо напротив нас. Вдоль правого берега, можете увидеть земляные оборонительные редуты, построенные во время русско-турецкой войны. Ранее, в этом месте, была паромная переправа с правого берега на остров Хортица.

49h

25,970 км - поворот влево, на 90 градусов и начинаем подниматься в горку. Вокруг нас участок сохранившейся первостепи. Весной здесь густо цветет ковыль.

58h36,200 км - пересекаем грунтовку и движемся прямо, не меняя своего направления. Справа увидите реконструкцию казацкого бекета (дозорная вышка). При желании на нее можно залезть (Фото №12).

16,785 км - резкий поворот вправо на пересекающую грунтовку. Далее тропа проходит по хвойному лесу (Фото №13).52h

37,165 км - асфальтная дорога. Не меняя направления движемся дальше. Пересекаем дорогу. Аккуратно, здесь могут проезжать машины!

17,638 км - сворачиваем вправо. Разворот на 90 градусов.

17,883 км - впереди видем широкоую грунтовку. Можно выехать на нее и свернуть вправо или не доезжая, уйти вправо и двигаться по паралельной узкой тропинке до асфальта.

28,000 км - выезжаем на асфальт и поворачиваем влево. движемся по асфальту

28,600 км - съезжаем влево. После изгиба асфальтной дороги вправо, не доезжая до шлагбауна профилактория "Запорожсталь" смотрим внимательно влево и ищем съезд на грунтовку. Там будет два съезда. Нам нужен второй, более накатанный.

Асфальтная дорога, которая ушла влево ведет на турпляж (Фото №14). Место где собираются все туристы города. Здесь отличный пляж, где можно отдохнуть. Имеется источник с водой, но в жаркое время года функционирует плохо. На скальных участках проложено множество маршрутов, различной сложности для скалолазания. Кстати это единственно место на острове, где официально можно жечь костры, но с дровами в этом месте плохо. Их практически нет, нужно привозить с собой. Летом здесь разбиваются стационарные лагеря и туристы не покидают это чудное место. Над пляжем, по скалам проходит тропа прозванная "камикадзе". Новичкам не рекомендую там ездить. Можно с легкостью полететь с 15 метровой скалы.

8h

19,105 км - развилка. поворачиваем вправо

6h29,357 км - выезжаем на автомобильную грунтовку вдоль частного сектора. Поворачиваем влево

39,490 км - шлагбаум после автостоянки. Проезжаем его и движемся по грунтовке. Слева будет лес, а справа вид на Преображенский мост и Хортицкий район г. Запорожья. (Фото №15

29,736 км - поворот влево. Начинается небольшой подъем. С этой точки, открывается отличный вид на окрестности.

710,141 км - развилка. поворачиваем вправо. Объезжаем балку Генералку, которая от нас по правую руку.

110,432 км - развилка. резкий поворот вправо. Начинается спуск в сторону р. Днепр. Движемся по этой тропе, никуда не сворачивая. Через метров тропа уйдет влево. Повторяем ее изгиб и едем в направлении Преображенского моста

711,200 км - развилка. Поворачиваем вправо. Объезжаем по левой стороне село Старый Днепр. Тропа перешла в грунтовую автомобильную дорогу.18h

311,752 км - упираемся в ж/д пути и пересекаем их

311,790 км - пересекаем главную автомагистраль Хортицы. Трафик интенсивный. Слева увидите пешеходный переход, по нему переходите.

711,900 км - по асфальтной дороге, минуя строящиеся мосты, движемся вправо к профилакториям.

212,360 км - асфальтная дорога уходит влево и мы за ней (Фото №16

212,709 км - перед профилакторием ЗТМК, слева увидите съезд на грунтовку, нам туда. Здесь довольно крутой спуск в Балку Широкую. Новичкам стоит пройти этот участок пешком. На территории профилактория ЗТМК имеется красивая беседка,  которую без проблем можно посетить. Вход свободный.

19h212,860 км - на спуске будет резкий поворот влево на 90 градусов.

312,950 км - спустившись на дно балки Широка, движемся по тропе прямо, не сворачивая и начинаем подъем. Если уехать вправо, то попадете на отличный песочный пляж "Титан"

313,000 км - окончание подъема и начало "Змеиной тропы" (Фото №17, Фото №18). Самая продолжительная тропа острова, которая петляет из стороны в сторону, как змея. Слева от вас посадка, а справа открывается вид на Старый Днепр. Местами, справа, увидите небольшие тропинки вниз к воде. Вдоль берега есть отличные, уединенные бухточки, где можно отдохнуть и искупаться. Правда придется хорошо сбросить высоту, чтобы попасть туда.

13h

313,700 км - справа расположен казацкий бекет (дозорная вышка). Фото №19

215,774 км - выезжаем в поле. Развилка. Дорога уходит вправо, а нам поворачивать на лево. Двигайтесь вдоль посадки, а затем въезжайте в лес. В утреннее время, в этих местах, высокая вероятность встречи с косулями, оленями и дикими кабанами. Они любят здесь бегать. Чтобы их увидеть надо смотреть в оба, т.к. они очень пугливые. Если не сворачивать с тропы, а поехать вправо то вы попадете на Южный пляж. Ехать здесь проблематично, слишком много песка.

316,945 км - выезжаем на асфальтную дорогу и пересекаем ее. Продолжаем двигаться по грунтовке, но уже автомобильной. Местами дорога напоминает арабатскую стрелку)

218,318 км - доезжаем до урочища Протолче (Фото №20). Здесь есть источник, можно набрать воды. Тут живет лесник, здесь его хижина (Фото №21). Протолче - Мемориально-туристический комплекс, расположенный на месте средневекового поселения Протолче. Оставив велосипеды у забора, можно пройтись в заповедную часть острова - Хортицкие плавни. Экотропа проложена по дамбе, раньше здесь проходила железная дорога. Сюда не всегда открыт вход. В определённое время тут гнездятся редкие виды птиц и чтобы их не спугнуть, лесники не пускают сюда никого. Осмотрев достопримечательность, продолжаем двигаться по той же грунтовке, поворачиваем влево.

14h24h1h

218,590 км - в поле увидете дорогу, уходящая влево. Нам на нее.

30h619,547 км - по грунтовке доезжаем до Конного театра. Запорожские казаки. (Фото №22). Также здесь есть музей Казацкого флота и ветряная мельница. Изучаем достопримечательность и объезжаем ее слева по автомобильной грунтовке.

6120,000 км - выезжаем на асфальт, пересекаем его и взяв немного левее, заезжаем на грунтовую дорогу вдоль посадки, которая будет справа от вас.

121,900 км - развилка. Поворачиваем вправо.

322,000 км - мемориально-туристический комплекс Скифский стан (Фото №23). Здесь сосредоточена четвертая курганная группа. Также на территории находятся каменные бабы, лапидарий. Этот музей под открытым небом расположен на самой высшей точке острова! С казацких бекетов, расположенных тут, открываются отличные панорамы на окрестности. На территорию комплекса с велосипедом нельзя. Их можно оставить на входе. 61h

21222,005 км - продолжаем двигаться по той же дороге, что и ехали. Дорога делает изгиб влево-вправо-влевои мы продолжаем по ней ехать минуя красивые кипарисы.

123,430 км - поворачиваем вправо и начинаем стремительно спускаться к асфальтной дороге.

223,925 км - асфальтная дорога, поворачиваем влево и движемся по ней. На развилке, слева, будет старинный крест - это захоронение русских солдат и запорожских казаков русско-турецкой войны 1735-1739 годов

124,780 км - резкий поворот вправо, на 90 градусов. Съезжаем с асфальта и по красивой балке Конный спуск (Фото №24), оказываемся в селе Садоводов. Здесь начинается асфальт.

225,152 км - кольцо. поворачиваем влево и движемся по асфальту вдоль берега. Справа будет пляж, где можно окунуться.

34h326,100 км - слева магазин в пятиэтажке.

327,000 км - выезжаем к строящимся мостам. Это конец нашего маршрута.

Получилось кольцо вокруг Хортицы, которая охватывает самые интересные достопримечательности. Безусловно есть еще масса тропинок, которые могут украсить этот маршрут, каждый выберет себе по душе.  Данное кольцо можно использовать как для простых покатушек что бы лучше узнать остров. Продолжительность прогулки можете растянуть и на целый день. Или взять этот маршрут как тренировочный и преодолеть его за час. Каждый вможет выбрать свое.