23.09.2014 09:38

Пешком по Мармарошам и Черногоре. Часть 3.

(0 голосов)

Продолжение отчета по осеним Карпатам. Черногорский хребет и финишная прямая.

Содержание

День 4

10 сентября 2014 года

• Маршрут: г. Щивнык - полонина Щивнык - г. Выход - г. Васкул - г. Поп Иван Черногорский - перемычка на "Вухатый Камень"
  • Километраж: 11 км
  • Высота ночевки: 1700 м

Что-то наша тенденция пошла на спад. На маршрут вышли 9-45 утра, ну ничего страшного, это не критично. Сегодня наша цель взобраться на Поп Иван Черногорский и собственно на самый высокий хребет в Украине.

палатка Trevel-Extremе Drifter Alu в лесу

утрение сборы в лагере

наслаждаемся свежим карпатским воздухов в круточке от Fram-Equipment

Поначалу преодолеваем так называемые качели. Полонины сменяются хвойными лесам, а мы чередуем наш путь то спусками, то подъемам. Это понемногу выматывает нас.

пересекаем полонину Щивнык

отдыхаем на горе Выход

Мимо нас проносятся красивейшие горные пейзажи и такие места как полонина Щивнык, гора Выход. Вскоре доходим до развилки на полонину Гропа. Тут снова встречаем ребят с Ровно.

После этой развилки начинается крутой подъем на гору Поп Иван Черногорский. Большая часть пути проходит по лесу. Потихоньку набираем высоту.

На пути у нас разбегаются глаза! Вдоль тропы частенько встречаются хорошие белые грибы, мы их пройти мимом не можем. Делаем остановка минут на 20 и дружно разбредаемся по хвойному лесу, в поисках закарпатского лакомства. Удача нам сопутствует, правда не сразу, но все же мы насобирали огромное количество вкусностей. Распихали грибы по четырем рюкзакам и двинули дальше.

два красивых белых гриба

мухомор

Перед выходом из лесной зоны, склон становится очень крутым, затем огромные сосны сменяются труднопроходимым карпатским жеребом (низкорослая карпатская сосна). Но хорошо, что тропа расчищена. Впереди уже видны очертания старинной обсерватории на вершине, которая смотрится как непреступная крепость.

наш подъем на Поп Иван Черногорский

осталось еще чуть-чуть до вершины

Преодолев последний каменистый взлет, мы оказываемся у величественных стен «Белого слона». Так называется польская астрономическая обсерватория, которая была запущенна в эксплуатацию в 1938 года, но после второй мировой войны была заброшена. Сейчас ее пытаются восстановить, работа кипит во всю, тут даже открыли магазин!

обсерватория Белый слон на горе Поп Иван Черногорский

Здание расположено на вершине горы Поп Иван Черногорский на высоте 2028 метров, еще ее называет Черногорой.

С этой точки начинается наш путь по Черногорскому хребту, а это польская обсерватория как страж, которые следит, чтобы никто чужой не прошел на хребет.

наша тропа по Черногорскому хребту

рассматриваем наш дальнейший путь

дорога с Поп Ивана к озеру Маричка

Мы не спешим прощаться с достопримечательностью, на безветренной стороне располагаемся пообедать. Кстати здесь уже появились группы туристов, по сравнению с Марморосами стало очень людно.

обедаем

Как только решили покинуть «Белого слона» и выйти на Черногорский хребет нас накрыло плотное облако, и поднялся сильный ветер. Одевшись потеплее, прорываемся сквозь белую пелену.

вот так нас встретил Черногорский хребет

Еще полчаса назад здесь были красивейшие виды на весь Черногорский хребет, а сейчас просто белое безмолвие. Идем компактно, чтобы не потерять не кого, так как видимость упала до 5-10 метров. Но через какое-то время облако отступило, и перед нами открылись неповторимые пейзажи.

облако покинуло нас и открылись потрясные виды!

Черногорский хребет - самый высокогорный масив в Украине

Благодаря смене погоде и интересному освещению сквозь тучу нам открылись невероятные красоты. Мы не могли не насладиться этим мигом. Все настолько прекрасно, что палец, с кнопки фотоаппаратура, не снимался. Были слышны лишь щелчки затворов  и восхищенные вздохи нашей группы.

очень вместительный 100 литровый рюкзак Ош от Fram-Equipment отлично спарвился со своей задачей

По этой красоте продвигаемся вперед  до развилки на Вухатый Каминь. Спускаемся к перемычке, где внизу, около каких-то развалин, разбиваем лагерь.

вот там внизу мы разбили свой лагерь

Место для лагеря хорошее. Вокруг нас величественные склоны Черногоры, впереди виднеется обсерватория «Белый слон». Есть речушка, много черники. Помимо нас, было еще несколько лагерей. С дровами здесь уже проблема. Тут растет карпатская сосна, которую нельзя жечь, т.к. это заповедник, да и к тому же она очень плохо горит. Готовим ужин на газу.

групповое фото с грибами :)

наш самый большой улов в походе

готовка в 7 литровом котле на газу :)

наша турстоянка под перемычкой с видом на поп Иван Черногорский

Получилось так, что лагерь разбили довольно рано в 17-00. Так что получилась вот такая полудневка. Устроили себе ванные процедуры в речушке, а на ужин нажарили почти полную кастрюлю белых грибов.

Ночью температура опустилась до +6 градусов.

День 5

11 сентября 2014 года

• Маршрут: перемычка на "Вухатый Камень" - г. Дземброня - оз. Бребенескул - г. Ребра - оз. Несамовытое
  • Километраж: 11 км
  • Высота ночевки: 1750 м

Сегодня целый день преодолеваем Черногорский хребет. Километраж небольшой, нужно дойти до озера Несамовытого. При желании можно было это сделать вчера, но тогда мы бы вымотались по полной, да и пришли бы уже по темному туда.

Выходим на перемычку и возвращаемся на Черногорский хребет. Тропа хорошо промаркирована. Идется с большим удовольствием.  Со всех сторон открывается прекраснейшие виды. С водой особых проблем нет, через каждый 1-2 часа пути, а то и чаще, пересекаем различные ручьи.

копактный топорик Fiskars X5

тропа по Черногорскому хребту

Вдоль тропы часто встречаются старинные пограничные столбы. Здесь когда-то была граница между Польшей и Чехословакией. Иногда проходим могилы погибших туристов, не всем здесь повезло с погодой как нам… Горы очень коварны, все может поменяться за миг.

Вскоре, нашему взору, открылось самое крупное высокогорное озеро Украины – Бребенескуль. Оно расположилось на  высоте 1801 м, имеет ледниковое происхождение. Его размеры 134 м на 28-44 м. Глубина до 2,8 м.

виднеется озеро Бребенскул

Над озером устроили обед, после чего продолжили свой трип по хребту.  Оставалось еще немного пройти до нашей финишной точки на сегодня – озера Несамовытого.

обедаем в непонятном рукотворном укрытии

Пройдя гору Ребра наша группа разделилась. Часть ребят побежали радиально на знаменитые Шпицы. Ну а я повел основную группу к озеру. К четырем часам вечера мы были на месте.

групповое фото раз

групповое фото два

Говерла (справа) все ближе

гора Кизлы

озеро Несамовытое

справа возвышается Поп Иван Марморошский, где мы были пару дней назад :)

Помимо нас тут разбили лагерь несколько групп и, как оказалось, одни из них были даже из Запорожья! Очень приятно встретить земляков в таких вот диких уголках нашей страны.

разбиваем лагерь у озера Несамовытое

Здесь много места под палатки, но с дровами проблема. Повсюду жереб, который нельзя палить. Ну, мы были к этому готовы, потому готовили на газу. Заросли черники не обошли эти места стороной, на ужин и завтрак у нас было вдоволь этой вкусной ягоды.

вечерний сбор черники :)

Через часа полтора, после того как мы прибыли, подошли и наши ребята со Шпицов. Очень понравились им те места.

Антон и Лин поехали в этот поход, как в медовй месяц (продолжение медового будет в декабре) :) Менее чем 10 дней назад у них была свадьба. Молодожены решили прихватить с собой праздничные наряды для небольшой, горной фотосессии :)

Это кстати наша самая высокогорная ночевка в походе, ее высота составила 1750.Окунулись в озере, вода очень бодрящая. Длина и ширина озера Несамовытого 80 на 45 метров соответственно, а максимальная глубина 1,5 метра.

Температура ночью была +6 и  до самого утра дул довольно сильный ветер. Но никто не замерз.

мой ночной мармот :)

День 6

12 сентября 2014 года

• Маршрут: оз. Несамовытое - г. Туркул - г. Данциж - г. Пожижевська - г. Брескул - г. Говерла - перемычка Петрос-Говерла - КПП Карпатского биосферного заповедника - полонина Рогнеска
  • Километраж: 19 км
  • Высота нчоевки: 1400 м

Это утро у нас выдалось особенным. Ведь сегодня у Толика день рождение! Ну, мы люди ответственные, приготовили ему с вечера вкусный праздничный торт с таких ингредиентов – сгущенка, молотое печенье, ассорти сухофруктов, ананас, черника. Толик вроде остался доволен поздравлением. А торт отлично пошел под манную кашу)

Drifter Alu 2 в ожидании рассвета

поздравляем Толика с днем рождения

мегапраздничный торт!

вы не любите манку? Вы не умеете ее готовить! Манная каша+какао+черника+брусника+сухофрукты - мегалакомство :)

Кстати в этот день нашу группу покинули ребята с Харькова. У них поезд на день раньше, потому они быстро, собрав свои вещи и позавтракав, выдвинулись в путь.  Они за этот день должны преодолеть 35 километров, чтобы дойти до ж/д станции Квасы. С такой марафонской дистанции справились успешно и в 21-00 дошли до конечной точки.

Ну а мы, после праздничного завтрака, продолжаем неспешно двигаться по Черногорскому хребту. Преодолев ряд прекрасных вершин – Туркул, Данциж, Пожижевская, Брескул мы в плотную наблизились к высшей точки Украины. Штурмовали вершину около получаса и вот мы на Говерле (2061 м). Здесь довольно людно, куча всяких матрасников в шортах и футболках. На вершине много ленточек, флагов Украины. Задерживаться здесь надолго не стали, т.к. ветер пронизывает насквозь. Делаем серию фотографий и начинаем спуск к перемычке Петрос-Говерла.

поднимаемся на гору Турклул. Позади осталось озеро Несамовытое.

Говерла! Сегодня мы ее покорим!

Говерла и старинный пограничный столбик

справа Говерла, слева Петрос

Говерла уже близка, штурмуем вершину

на высшей точке Украины

Говерла - 2061 м

Наша тропа уходит влево. Внизу виднеется экопункт, куда мы держим курс.

Спустившись до высоты 1537 метров мы дошли до экопункта. Здесь расположен небольшой домик для туристов. В нем можно разместить на ночь, внутри думаю, человек 10 без проблем поместится. Имеется не мало запасов различного провианта (крупы, кетчупы, соль, сахар, хлеб, консервы и т.д.) оставленного туристами. Мы здесь расположились на обед. Место безветренное и с  отличным видом. Вода здесь находится довольно далеко в метрах 400 от домика. Нужно пройти вниз по тропе, в сторону перемычки и справа увидите родник, прям на тропе. Кстати здесь отличное место для лагеря.

экопункт (турприют) под Говерлой.

После отдыха продолжаем спуск по перемычке. Через какое-то время доходим до КП Карпасткого биосферного заповедника. Как и требуется здесь над поджидал шлагбаум и лесник. Мы как-то больше привыкли к крымским надзирателям леса, они в основном какие-то грубые и стараются как можно больше сбить с нас денег, здесь все наоборот. Сотрудник заповедника оказался очень приятным человеком. Мы заплатили за пребывание, и он сделал нам еще небольшую скидку, выдал пропуск и пожелал удачи.

Петрос

После КП тропа оканчивается и начинается хорошая автомобильная грунтовка. Иду по ней и жалею, почему я не с велосипедом) Поначалу шли по лесу, а потом вышли на открытые участки, где открывались завораживающие пейзажи Карпат.

полонина Гарманеска

Вскоре вплотную подошли к Петросу (2040 м) – вторая вершина Украины. На вершину лезть не планировали, потому траверсом обходим ее. Солнце уже стремительно опускается за горизонт, а мы еще в пути. Дойдя до второго экопункта (подобный тому в котором мы были под Говерлой) мы начали искать место для бивуака. В самом домике останавливаться не захотели, т.к. это место облюбовали местные мотоциклисты. Они тут рассекались на своих двухколесных конях, так сказать нашли себе зрителей)

Походили по окрестностям, и нашли неплохое место в небольшой ложбинке на полонине Рогнеска. До темноты успели разбить лагерь.  На GPS был отмечен источник в 700 метрах. Вместе Серегой сбегали туда вдвоем. Набрали полные баки воды и вернулись обратно в наш дом уже по темному. Из этих 700 метрах – метров 150 пришлось спускаться вниз.

И вот наша последняя ночь в горах. Завтра в это время уже будем трястись в поезде.

День 7

13 сентября 2014 года

• Маршрут: полонина Рогнеска - полонина Менчул - р. Кевелев - кемпинг "Петрос" - Квасы
  • Километраж: 22 км

Готовим завтрак на горелке и отправляемся в путь. Костер здесь не палили, т.к. находимся в заповедники и недалеко от дороги. Костры жечь запрещено. Продолжаем идти по вчерашней дороге траверсируя склон Петроса. Она очень ровная и с небольшим уклоном сбрасывает высоту.

наше место ночевки, собираем лагерь

Спустя пару часов ходу начинаем более стремительно сбрасывать высоту. На пути часто встречаем группы пешеходников, а также велотуристов. Ближе к обеду доходим до полонины Менчул. Здесь расположилась биостанция Львовского университета. В основном группы от сюда спускаются вниз в Квасы, но мы держим курс на противоположную сторону горы Квасы-Мунчел. Если мы пойдем к нужной ж/д станции, то будем там где-то в  вначале шестого и до часу ночи придется ждать поезд. Потому наша группа держит курс к реке Кевелев. Там на ее берегу, на окраине села  Квасы, расположился кемпинг «Петрос».

полонина Менчул, наша дорога уходит вправо.

обедаем около покинутых домов

Спуск выдался довольно интересный. Сначала мы шли по горной, лесной дороге, которая петляла из стороны в сторону. Мне местами казалось, что мы не в Карпатах, а в Крыму спускаемся с Чайного домика к водопаду Серебряные струи. А потом вышли к бурной реке Кевелев. Здесь уже дорога более пологая, но не менее красивая. По пути насобирали килограмм белого гриба на ужин.

отлчиная дорога к реке Кевелев

виток серпантина

и еще один виток

отдыхаем перед финишным рывком

дорога вдоль реки Кевелев

К шести часам вечера дошли до кемпинга «Петрос». Я уже здесь останавливаюсь в третий раз. Проживание стоит 15 грн сутки! Есть душ с горячей водой.  Ну этот кемпинг можно больше назвать как проживание у бабушке в селе)

кемпинг "Петрос"

На ужин у хозяина заказали шашлык с салатом, соусом и свежим хлебом. Все было неимоверно вкусно и как раз кстати. Хотя мы довольно не плохо питались в походе, но шашлычок был вне конкуренции)

В кемпинге познакомились с ребятами из Жмеринки, они сюда уже седьмой год подряд приезжают на сбор грибов.

Хорошенько отмывшись под горячей водой и наевшись и отдохнувши, в 22-00 нас местный таксист вывез на ж/д станцию Квасы. Хозяин кемпинга – Юрий, посоветовал нам сесть на наш поезд Рахов-Львов тогда, когда он едет еще в Рахов со Львова! Так многие местные делают. В Квасах он останавливается в 23-00, а когда возвращается с Рахова, то уже в 00-58. То есть не надо поздно на него садиться. Можно погрузиться пораньше и спокойно подготовится ко сну. Стоимость такой махинации 10 грн. Платили на месте проводнику. В это время обычно вагоны уже пустые. Так что вы скорей всего без проблем разместитесь на своих законных местах.

Поезд нас благополучно довез до Львова воскресным утром. Там, спустя четыре часа, мы пересели на Днепропетровский поезд и в 9-00 утра уже были в Запорожье. Так что в понедельник многие успели попасть на работу.

Вывод

Вот такое у нас выдалось путешествие по осенним Карпатам. Очень понравился данный маршрут по Марморосам и Черногоре. Начало осени наверно самое лучшее время для посещения запада Украины. Хорошая погода, а также обилие грибов и ягод. Маршрут этот рекомендую к прохождению. Он подойдет как новичкам, так и более опытным туристам. При желании его можно сократить до 5 дней. Тогда ночевки будут следующими:

1. день – полонина Лысича
  2. день – пограничный пункт «Богдан» (не доходя горы Межипотоки)
  3. день – полонина Гропа
  4. день – озеро Несамовытое
  5. день – Квасы (поезд)