22.09.2014 15:37

Пешком по Мармарошам и Черногоре. Часть 2.

(0 голосов)

В ночь с субботы на воскресенье нас довезли на такси до турстоянки. Мы оперативно выгрузились и при свете фонарей разбили лагерь на чудесной полянке. Сразу все легли спать. Дорога вымотала, и ничего не хотелось, кроме сна.

Содержание

День 1

7 сентября 2014 года

• Маршрут: р.Билый - полонина  Лысича
  • Километраж: 17 км
  • Высота ночевки: 1450 м

Я проснулся самый первым. Подъем у меня в 05-30. Я быстро вылез из палатки, насобирал дров и оставил их возле кострища. Разбудил Алину, сказал, чтобы она разжигала костер и готовила завтрак, а сам, тем временем, побежал в село Деловое оформлять пропуск. В 7-30 я был на месте. Но обратившись в пограничный пост, меня «обрадовали», сказали, что у них пересменка и чтобы я подошел через два часа. Но деваться некуда, решил вернуться обратно в лагерь, позавтракать, а потом снова прибежать за пропуском. Вторая попытка обвенчалась успехом. О том, как получить пропуск, вы можете узнать с этой статьи. Кстати намотал я за утро 13,2 км! Неплохо так для утреней разминки)

река Тиса с. Деловое

наш лагерь на платной турстоянке

Новенькая палатка Travel Extreme Drifter Alu

завтракаем

мой груженный Osprey Kestrel 68

Кстати, очень долго думал, где бы поставить лагерь ночью недалеко от Делового, этот вариант мне показалось наиболее удачным место. В 3 км от села. Хочу отметить, полянка на которой мы стояли – платная. Но никто с нас не изъял оплату. Цены смешные, по сравнения с платными стоянками в Крыму. 20 грн с палатки и все.

вот расценки на турстоянке

Проблемы с местом ночевкой в первый день связанно тем, что поезд приезжает почти в 12 часов ночи. Знаю, что некоторые выходит в Квасах, там недалеко от станции, на берегу реки, есть хорошая поляна для ночевки. Переночевав там, садятся на рейсовый автобус в Деловое. Либо выходят в Рахове и там селятся в гостиницу. Кстати цены там очень дешевые. Можно по 75 грн с человека заночевать.

Почти в 11 часов мы вышли на маршрут. Первую часть сегодняшнего пути мы шли по хорошей автомобильной грунтовке, вдоль реки Билый. Все было удивительно зелено, нас окружали папоротники и огромные лопухи. Постоянно доносился шум несущихся потоков воды с гор,  местами проглядывают скалистые породы или даже небольшие водопады.

группа на старте

река Билый

вот такие есть лавочки на пути, можно отдохнуть

очень много зелени и немного сыровато

Как всегда мы идём в отличном темпе. На пути попадаются первые серьезные трудности – заросли ежевики.)) С трудом справляемся с ними. Желудки говорят спасибо. На маршруте встречаем  еще одну группу туристов. Трое ребят из Ровно. Оказалось что у нас одинаковые маршруты.  Так что, мы с ними пересекаемся еще не раз на пути следствия. А в первый день даже ночюем вместе на полонине Лысича

начинаем набирать высоту

Дошли до изгиба дороги и начала резкого подъема вверх в горы, отдаляясь от реки. Почитав предварительно описания маршрута, решил, что лучше идти дальше вдоль потока, только нужно было найти маленькую тропинку, которая нас туда выведет. Осмотрели все вокруг, но что-то тропы тут и не видно. Ну что, решили идти, как и все. Но оказалось что, то, что мы искали, находилось немного выше. Набрав высоты мы всё-таки нашли тропинку и пошли вдоль русла. Это нам позволило срезать около 3 км! Тропинка классная, сперва она петляет вдоль реки, а потом начинает круто, серпантином, подниматься на склон горы. На этом участке мы нашли белые грибы! Насобирали его по пути. Так что на ужин был обеспечен грибной суп.

начало крутого подъема на полонину

мох и гриб)

отдыхаем

нашли огромный белый гриб

Наша сегодняшняя конечная цель – полонина Лысича. Когда мы начали выходить из леса, погода испортилась и через какое-то время пошел приличный дождь. А тут как назло заросли черники! Под непогодой как-то не хотелось ее есть, точнее просто останавливаться. Нужно было идти вперед, чтобы не замерзнуть. Хорошо, что до окончания ходового дня оставалось около часа пути.

идем под дождем

Преодолев пару холмов, мы оказались на нужной полонине. Лагерь разбили возле разрушенной избы. Стали с таким расчетом, чтобы спрятаться внутри от дождя. Но как только мы начали ставить лагерь, дождь закончился. Правда, вечером еще понемногу срывался. Хижина в очень плохом состоянии, части крыши нет, потолок рушиться, внутри стоит какой-то неприятный запах и валяется разный мусор. Так что мы воздержались от того чтобы там размещаться. Поставили палатки, а от одной стены дома натянули тент от дождя.  Через какое-то время пришли ребята с Ровно, они топали по длинной дороге и были удивленны, когда увидели нас здесь.

наш лагерь на полонине

наш сегодняшний улов

девченки чистят грибы для супчика

универсальный нож Fiskars отлично справлялся со своей задачей

дрова заготавливали с помощью вот такого чудного инструмента - топор fiskars X7

солнце потихоньку прячется за горы

Вечером к нам спустился толи лесник, толи местный житель, который настойчиво рекомендовал нам пойти ночевать к нему в хижину. Что ночью будет холодно, а тут за горой у него домик, где можно согреться.

Ну, мы были хорошо подготовлены. У всех теплые спальники и никто ночью не замерз. Температура опускалась где-то до +10.

День 2

8 сентября 2014 года

• Маршрут: полонина Лысича - г. Поп Иван Мармарошский (1938 м) - г. Рапа (1872 м) - пограничный пост "Богдан"
  • Километраж: 15 км
  • Высота ночевки: 1525 м

Дежурные встали с первыми лучами солнца и начали готовить завтрак. Минут  через  40 проснулись все остальные. Ночью еще немного моросило и даже была гроза, а вот утром все распогодилось. Небо голубое и светит ярко солнце.

раннее утро

завтрак

Задача на сегодня - взойти на Поп Иван Черногорский. Тут главное его пройти по хорошей погоде, если будет непогода, то можно серьёзно влипнуть на открытом хребте.

Собрав лагерь, мы двинули в путь. Ребята с Ровно только начали собирать лагерь, а мы уже во всю набираем скорость для подъема. Шли по хорошей каменисто-грунтовой автомобильной дороге. Местами попадались долгожданные заросли черники и брусники, а еще изредка малина.

двинули в путь с новыми силам. Впереди за горами уже Румыния :)

преодолеваем заросли черники :)

Вскоре дорога закончилась, и мы уперлись в красивейший цирк Поп Ивана. От сюда уже начинается тропа на сам пик, довольно крутая. Передохнув мы пошли на финальный рывок  вверх. На протяжении подъема нас сопровождали кусты черники, которые придавали сил.

цирк под горой Поп Иван

ветровка от Fram Equipment не давали замерзнуть на привалах

штурмуем вершину

подъем довольно крутой

видна вершина - Поп Иван Марморошский (1938 м)

с Румынии заходит облако, которое плавно поглощает нас

Карпатские (Гуцульские) Альпы - потрясающие виды, такого в Карпатах больше не встретишь нигде!

Мармароский хребет

Мармарош

гора Петрос Мармороский (1781 м)

уходим в белезну

вершина уже близка!

Взобравшись на вершину Поп Ивана Черногорского (1938 м), нас затянуло облаком, и особо ничего не было не видно. Кстати это высшая точка Мармарошского хребта. Как только начали спуск, все развиднелось и нам открылись Карпатские красоты. Мы шли не просто по тропе, а по границе двух государств! Слева Украина, а справа Румыния! Тропа идет, прямо по пограничным столбикам, которые служат отличными ориентирами.

небольшое горное озеро

Пейзажи на этом участке Марморосов очень захватывающие. Действительно – Гуцульские Альпы. Выходы скалистой породы, альпийские лужайки, хвойный леса, небольшие горный озера… красота.

впереди пограничный столбик

влево Румыния, а вершина - это Поп Иван Мармороский

спускаемся с хребта по тропинке

видна дорога по которой нам идти. Слева от дороги Украина, а справа Румыния. Впереди хороша видна Румынская вершина Фаркау (1958 м)

И вот наша тропинка подошла к концу, и мы оказались уже на грунтовой приграничной дороге. Тут кстати есть родник, около которого мы разместились на обед.

для универсального ножа от Fiskars нашлось отличное место на рюкзаке

компактный топор Fiskars X5 всегда был под рукой, он отлично разместился на поясном ремне рюкзака

Восполнив силы, далее шли по лесной дороге. Это все еще продолжаются Марморосы. Виды нам особо не открывались, нас окружали высокие сосны. По пути высматривали грибы, но нашли только парочку. На этом участке довольно проблематично с водой. Ее практически нигде нет.

Виден Петрос слева и Говерла справа

дорога - граница. Слева Украина, справа Румыния.

Переход по лесной дороге получился весьма утомительным, хоть здесь и не было значительных подъемов. Вначале восьмого мы дошли до планируемого места ночёвки. Это небольшая полонина (урочище Пикет) не доходя горы Межипотоки. Здесь расположен пограничный пост «Богдан». Есть хороший источник воды. Домик закрыт, но на крышу можно залезть и там заночевать, в случае непогоды. 3-4 палатки можно разбить.

вид на Поп Иван Марморошский с нашей стоянки

пограничный пункт "Богдан". Мы разместились за домиков

наш лагерь за домиком

Мы свой бивуак разместили прямо за домом, на ровной поляне. Ночью к нам приехал местный на мотоцикле. Он сказал, что ищет кого-то, расспрашивал, не видели мы его. Этот кто-то, по описаниям –румын,  проколол ему шины на машине и теперь он жаждет мести. Ночь мсителя застала в горах, и он заехал сюда в домик заночевать.

День 3

9 сентября 2014 года

• Маршрут: погранпост "Богдан" - г. Межипотоки (1713 м) - г. Неняска (1816 м) - г. Мика Маре - г. Стог - полонина Радул - г. Щивнык
  • Километраж: 18 км
  • Высота ночевки: 1390 м

У нас пошла тенденция, каждый день выходить на 15 минут раньше, чем предыдущий. И вот на часах 9:30, а мы уже топаем по своему маршруту. С самого утра нас ждал крутой подъем на гору Межипотоки. С этим мы без проблем справились. Погода нас не перестает удивлять. Снова солнце и тепло.

утренний, походный кофе :)

дежурный трудится :)

С вершины открылись прекрасные виды на наш вчерашний маршрут (гору Поп Иван Мармароский), а впереди начала виднеться обсерватория на горе Поп Иване (черногорский) и Черногорский хребет. Собственно весь наш маршрут на ближайшие 4 дня.

подъем на гору Межипотоки (1713 м). Зади отлично виден Поп Иван Мармороский, где мы были вчера.

полонина Межипотоки

Целый день мы шли по хорошей грунтовке вдоль границы. Мы то спускались в лес, то шли по открытым участкам, с которых открывались прекрасные виды. С водой здесь не особо. Хотя один родник на пути встретили. Людей в Мармаросах нет. Только ты и природа.

впереди гора Неняска (1816 м)

"Скалы смерти" - они получили свое название т.к. здесь растет Эдельвейс. Люди сюда приходили его собирать и срывались в пропасть.

стоит одинокий мотоцикл на дороге без хозяина

обходим гору Мика Маре

овцы перекрыли нам дорогу, вынужденная остановка

малина

черника

стандартный обед - колбаса, сухари а еще шоколадка и чаек, без ножа Fiskars здесь никак :)

очень компактная и легкая ветровка от Fram Equipment

справа отчетливо видна гора Стог - нам туда!

Пройдя гору Стог, мы покинули Мармаросы. Начали отдаляться от границы и почти дойдя до полонины Радул, уперлись в двух пограничников.  Они проверили наши документы, расспросили, видели ли мы кого-то или нет, а затем еще минут 15 один из них сопровождал нас. Рассказывал о службе, местных жителях и природе.

проходим полонину Радул. Впереди видна Говерла (справа) и Петрос (слева)

К часам 6 вечера разбили лагерь под горой Щивнык, на опушке соснового леса. Где-то в 300 метрах от нас стоял домик, где жили пастухи. Думали купить у них молока и брынзы, а они сказали что закончилось. Родник кстати, находился возле них.

наш лагерь на опушке леса

заготавливаем дрова с помощью компактной пилы Fiskars SW73

насобирали черники на ужин

посиделки у костра

Весь вечер возле нас крутилась местные собаки, выпрашивали покушать и у них это получалось. Кстати это выдалась первая ночь, когда не было росы на палатках и не пришлось их сушить утром, спасибо сосновому лесу.